Алексей Жуковский прошел сложный путь от слесаря транспортного цеха до водителя большегруза. Он рассказал “ТОПС” о том, как стал дальнобойщиком и блогером, и поделился интересными историями о своей работе.
Сначала Алексей трудился слесарем на Минском автомобильном заводе. После сдачи экзамена на права перевелся в водители на этом же предприятии.
Однако здесь не было никаких перспектив, и он скоро это понял. Перешел к частнику, но здесь тоже не все срослось: можно было два месяца сидеть без работы. В конце концов Алексей оказался в фирме «M&M», куда его взяли международником без опыта.
Как все начиналось
Перейдя на новую работу, Алексей попал в Германию. Первый рейс был в Гамбург, водитель отправился туда в 2002 году. Рации не было, навигатора — тоже. Ориентировался по карте. Однако проблем до некоторых пор не возникало: прошел таможню, получил по факсу распоряжение о трех загрузках, поехал на первую из них на другой конец города, на север. Сделал первую глупость: не отцепил прицеп в порту, хотя можно было обойтись без него. И вторую: удобнее было объехать Гамбург по автобану, но поехал через центр. Повезло, что был прицеп с поворотным крутом, иначе из жилой зоны было бы не выбраться. Еще раз повезло, что поблизости остановилась легковая машина. Оттуда вылез немец, и спросил, все ли в порядке. Он нарисовал подробную карту, как добраться до места назначения. Эта карта была лучше любого навигатора, он потратил на нее минут сорок. Зато в итоге дальнобойщик добрался до загрузки благополучно, дальше уже додумался отцепить прицеп и двигаться по дороге вокруг города.
Идея завести канал на Youtube появилась у Алексея только в 2013 году. Водитель воплотил эту идею в жизнь, чтобы бороться с беспредельщиками на дорогах.
Так, например, в одном из видео блогера-дальнобойщика транспортник из Тюмени отказался показать значок, а потом обиделся и пообещал пожаловаться в Ространснадзор. То же самое было и в Омске в 2017 году, в Волгограде четыре года назад.
Раньше некоторые из недобросовестных инспекторов творили настоящий беспредел, если дать им в руки документы. Поэтому водители предпочитают показывать удостоверение через стекло, а если все же настаивают на передаче — снимать на видео.
Кардинально отличался от российского польский транспортный контроль в эти годы. Они не требовали никаких распечаток из тахографа, ничего лишнего. Проверили CEMT (Conférence Européenne des Ministres des Transports / Европейская конференция министров Транспорта) — разрешение, которое позволяет перевозчику въехать в другую страну (также называется на жаргоне дозволом), потом отпустили. Не тратили ни своего времени, ни времени водителя. “Хотя здесь тоже иногда можно нарваться на недобросовестного сотрудника”, - рассказывает Алексей.
Сейчас уже по-другому, встречается гораздо меньше вымогателей на дороге, даже в России и Беларуси. Они, конечно, есть, но просто так все же стараются не тормозить.
Когда белорусские номера сменились казахстанскими, рейсы были дальними, чаще всего - в Алма-Аты. Алексей решил не ограничиваться съемкой транспортников и попробовать снять сам рейс. Людям понравилось, и с тех пор он рассказывает всякие интересные вещи. Что примечательно, когда включается рация, никто на другом конце не матерится, как это обычно бывает, поэтому смотреть и слушать дальнобойщика вдвойне приятно.
Травля мышей и игрушки для взрослых
О чем же рассказывает Алексей? Например, об опасных грузах, которые он перевозил. Посмотреть, как лежит опасный груз 8 и 9 класса (такие не представляют опасности, если находятся в упаковке), можно в одном из видео. “Опасные грузы не стоит бояться возить. Единственное отличие - это бОльшие требования: машина должна быть соответствующе оборудована, у водителя должен быть допуск”, - рассказал нам дальнобойщик.
Однако гораздо интереснее не опасные грузы, а обычные. Например, была такая занятная история. Один раз на границе в Козловичах арестовали машину на двое суток из-за проблем с документами. Тогда Алексей перевозил груз для белорусской компании, которая производит шампуни и косметику, а в документах было написано, что это средство для травли мышей. На границе решили уточнить, в чем дело, вот и задержали. Когда пришел ответ, оказалось, что это один из компонентов, необходимых для производства косметики… Выявилось небольшое несовпадение по кодам товара, только и всего. По европейскому коду товара груз идет как добавка для производства косметики, по евразийскому — средство для травли мышей. “Когда документов много, может и вовсе начаться настоящее «веселье»”, - говорит Алексей.
“Такие несовпадения случаются часто, когда груз из Франции или Бельгии”, - делится дальнобойщик. “Если простой случается по вине отправителя, то его могут компенсировать. В некоторых фирмах оплата происходит посуточно - там неважно, едешь или стоишь. Везде по-разному”.
Были и необычные грузы, например, надгробия. А когда Алексей перевозил сборный груз из Европы, в числе прочего были секс-игрушки. Причем не простые, а с именами. Дальнобойщик так рассказывает об этом случае: “На таможне работала молодая девушка. Она спросила: “Что везете?”, я ответил: “Я этого вслух не произнесу, прочитайте сами”. Нужно было видеть, как у бедняжки покраснело лицо! А белорусский таможенник еле сдерживал смех, когда выносили документы”.
Дорожные истории
Не самый живописный, но самый запоминающийся рейс был из Читы в Северобайкальск. На сутки застряли на подъеме в Усть-Куте, даже машина с цепями не могла ехать - буксовала. Дальше - больше. Дорога на Северобайкальск заснеженная, никто ничего не чистит. Колея при этом одна. “Тогда перецеплялись, цепляли двухосным МАЗом прицеп и тащили по бездорожью. Этот рейс я запомню на всю жизнь”, - говорит дальнобойщик.
“Вот федеральные дороги сделаны на совесть. Даже через Кызылорду, Чуйскую долину ездить можно уже спокойно”, - говорит Алексей. По плохим дорогам, благо, доводится ездить редко.
Если говорить о более спокойных рейсах, то дальнобойщику довелось побывать в Грузии. “Чем нравится эта страна, просто так не объяснить, там нужно именно побывать”, - рассказывает Алексей. Он всегда хотел побывать в Тбилиси, и когда наконец удалось осуществить прогулку по городу, увидел памятник основателю Вахтангу Горгасали, добрался до крепости Нарикалы, расположенной на правом скалистом берегу реки Куры (там так высоко, что может закружиться голова) и попал в местный ботанический сад. Канатная дорога была на тот момент в ремонте, прошел сезон. За один день он посмотрел на величественный президентский дворец и центральную площадь с фонтанами (которые тоже не работали в декабре), и многое другое. Алексей снял подробный отчет об этой прогулке. “Также стоит отметить людей, их отношение, и, конечно, грузинскую кухню”, - говорит он.
Опасности работы
Однако с работой дальнобойщиком всегда связаны опасности. Чаще всего грабят во Франции, Италии, Испании, Германии. Алексей говорит, что видел много машин с порезанными тентами. Часто сливают солярку. Европейские конторы часто берут на работу тех, кто не хочет работать, но хочет хорошо жить. Поэтому так и случается.
Однажды в Голландии два паллета виски украли из стоявшей по соседству машины с польскими номерами. Но обычно груз застрахован, так что, скорее всего, ничего страшного с дальнобойщиком не произошло, ничего из зарплаты не высчитали. “Жизнь всегда дороже. В Европе водитель никогда не выскочит из машины и не побежит спасать груз”.
А в Германии один раз Алексей видел, как по соседству оказался чешский тягач с прицепом, везущий бытовую технику. Весь тент был распорот. За ночь вынесли половину груза, пока ребята спали. И таких случаев довольно много.
“Кабины тоже грабят. В начале 2000-х я столкнулся с этим и сам. Дело было в районе Берлина. Когда проснулся с тяжелой головой, нашел за щеткой стеклоочистителя записку на русском языке: “В следующий раз не проснешься”. Тогда процветала такая практика: травили водителя газом, вскрывали кабины и грабили. Причем можно было быть в сознании, но ничего сделать в таком состоянии не можешь. Чтобы избежать ограбления, дальнобойщики стягивали двери ремнем. Вот и тогда воры открыли замки, а двери не смогли.
При этом неважно, где ты стоишь, такое возможно даже на платной стоянке. Ведь в Европе платишь не за то, чтобы тебя охраняли, а за то, что находишься на частной земле.
В России все-таки такого нет, - отмечает Алексей. - В Беларуси на ходу иногда раньше на ходу разрезали тент, запрыгивали в прицеп как каскадеры, и вытаскивали, что нужно. Сейчас, к счастью, это все кануло в Лету”.
Историй на самом деле довольно много, и их можно рассказывать бесконечно. Напоследок стоит отметить, что Алексей занял в конкурсе “Лучший грузовой блогер-2021” первое место в номинации “Инстаграм” и второе - в номинации “Дальнобой по России”. Фестиваль TRUCKFEST, в рамках которого происходило голосование, проходил в Московской области в сентябре нынешнего года.
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅Подписывайтесь на Яндекс Дзен для перевозчиков
✅Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅Подписывайтесь на Telegram-канал
#грузоперевозки #дальнобой жуковский #жизнь на колесах #спутник #транспортнаябезопасность