Допускают ли ГОСТы использование атермальной тонировки? Чем такая пленка отличается от обычной?
Зачем нужна атермальная тонировка?
Слово «атермальная» образовалось от английского «thermal», что означает «тепловой». Приставка «а» в данном случае играет роль отрицания.
Атермальная тонировка служит своеобразным экраном, который задерживает не только солнечные лучи, но и тепло. Она помогает поддерживать в салоне автомобиля низкую температуру. В жаркую погоду предметы интерьера в машине сильно нагреваются. Если транспортное средство не оборудовано кондиционером, находиться в нем становится тяжело, особенно во время длительной поездки. Атермальная тонировка помогает снизить дискомфорт, защищая салон от быстрого повышения температуры.
У такой пленки есть и другие преимущества перед обычной. Длительное воздействие тепла приводит к тому, что пластиковые детали салона деформируются. В результате автомобиль теряет свой товарный вид. Если в дальнейшем вы соберетесь его продать, сделать это будет сложнее. Блокируя нагрев, атермальная тонировка позволяет надолго сохранить машину в первозданном виде.
Пленка также помогает создать дополнительный слой, защищающий стекла от повреждений. Если в сторону машины отлетит небольшой камень, тонировка может предотвратить образование трещин. А в случае ДТП осколки не разлетятся в стороны, а останутся на месте.
Визуально отличить атермальную пленку от обычной можно не всегда, так как она имеет сходство с классическим покрытием. Разница заключается в наличии нескольких слоев, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Верхний слой служит защитой от царапин, а нижний обеспечивает надежное сцепление с поверхностью стекла. Между ними располагается слой, поглощающий ультрафиолетовые лучи, а также тонированный и металлизированный слои. Последнему производители могут придавать различные оттенки, поэтому многие атермальные пленки имеют эффект «хамелеона». Они переливаются всеми цветами радуги с уклоном в какой-либо один оттенок (чаще всего зеленый или голубой). Поверхность же стандартной тонировочной пленки всегда имеет однородный темный цвет.
Законность использования
ГОСТа, который бы разрешал использовать только классическую солнцезащитную пленку, не существует, поэтому формально атермальная тонировка ничем не запрещена. Использовать такое покрытие закон разрешает, если коэффициент светопропускания стекла после его наклеивания остается в пределах допустимой нормы.
При измерении этого параметра инспекторы ГИБДД руководствуются техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В пункте 4.3 документа говорится о том, что передние стекла обычного автомобиля должны пропускать не менее 70% процентов солнечных лучей. Для бронированной техники действует другой нижний порог – 60%. Кроме того, этот регламент запрещает использовать пленку, создающий зеркальный эффект (пункт 4.5).
Пройдет ли выбранное вами покрытие тестирование при помощи прибора? Сказать об этом можно только после проверки.
Важно понимать, что ни одно автомобильное стекло изначально не пропускает 100% солнечных лучей. Этот показатель обычно колеблется в пределах от 90 до 95%. В процессе эксплуатации транспорта коэффициент может снизиться еще больше. Поэтому единственным выходом остается самостоятельное измерение светопропускания. Есть автомобилисты, которые предпочитают один раз потратиться на прибор, чтобы потом спокойно ездить, ни о чем не переживая.
Измерительное оборудование есть и на некоторых СТО. Если вы обратитесь к добросовестным мастерам, после завершения работы они обязательно проверят, насколько прозрачным осталось стекло.
С зеркальным эффектом все несколько сложнее. Ни специальных приборов, которые позволяли бы его оценить, ни документальных стандартов по этому поводу не существует. Здесь все остается на усмотрение сотрудника ДПС.
При выборе атермальной тонировки просто сравните ее с остальными образцами. Выбирайте ту пленку, которая «зеркалит» меньше остальных. Ну а если страж порядка начнет придираться, напомните ему, что определения «зеркального эффекта» в нормативных документах нет. А без критерия, по которому можно судить о нарушении, водителя нельзя привлечь к административной ответственности.