Если химия до сих пор ассоциируется у вас со сложными уравнениями и школьной зубрежкой, пора пересмотреть свои взгляды! В книге «Химия навсегда. О гороховом супе, опасности утреннего кофе и пробе мистера Марша» шведский ученый и ведущий научно-популярного подкаста Chemistry World Ларс Орстрём с увлечением рассказывает захватывающие истории о химических элементах, вплетая в них детективные сюжеты, исторические факты и забавные случаи из жизни великих людей.
Делимся с вами тремя своими самыми интересными открытиями и идем повторять таблицу Менделеева. А вдруг пригодится?
Ореховый галлюциноген
В XVII веке одним из самых выгодных торговых направлений было восточное. Оттуда в Европу и Азию везли специи, гвоздику, перец, рис… А еще мускатный орех, торговлю которым, говоря откровенно, можно было считать торговлей химическим веществом.
Оказывается, в мускатном орехе содержится мягкое психотропное вещество миристицин — предшественник амфетамина и долгоиграющий галлюциноген. Миристицин есть также в петрушке, черном перце, сельдерее, и в небольших количествах он не представляет никакой опасности. Однако его сочетание со сложной смесью нескольких других молекул превращает мускатный орех в приправу, с которой нужно быть очень аккуратным.
Так, например, несколько лет назад шведский кулинарный журнал опубликовал рецепт яблочного пирога и допустил досадную опечатку: вместо двух мускатных орехов посоветовал добавить двадцать. Тем, кто случайно последовал указаниям в рецепте, пирог должен был показаться несъедобным, но все же несколько человек умудрились съесть достаточно, чтобы у них развились такие симптомы как головная боль и головокружение.
Загадочные жители Альп
В один из летних дней 1768 года молодой профессор Женевского университета Соссюр отправился на прогулку в Западные Альпы. Спустя некоторое время он набрел на маленькую горную деревушку, которую раньше не встречал, и решил узнать у жителей, что это за место. Соссюр обратился к первому встречному, но ответа не получил. «Наверное, у меня непонятный диалект, — подумал профессор. — Или он просто не доверяет незнакомцам». Но когда история повторилась и со вторым, и с третьим прохожим, Соссюр понял: что-то здесь не так. Загадочности этой ситуации добавлял и внешний вид местных жителей: у большинства из них был огромный зоб, толстые приоткрытые губы и бессмысленное выражение лица.
Соссюр покинул деревню в ужасе, а потом узнал из литературы, что таких людей называют «кретинами», то есть, умственно отсталыми, и обитают они не только в Альпах, но и на территории современной Швейцарии, Южной Франции и Северной Италии. Причины этого заболевания, равно как и появления большого зоба, оставались неизвестными долгое время, пока в 1811 году парижский химик Бернар Куртуа не открыл новый элемент — йод. Спустя несколько лет еще один француз, Гаспар Адольф Шатен, проанализировал содержание йода в почве и воде в разных частях Франции и подсчитал, что средний парижанин поглощает 5–10 мкг йода в день, жители Лиона и Турина — лишь 1–2 мкг, а крестьяне в альпийских долинах вынуждены обходиться менее чем 0,5 мкг.
К концу XIX века немецкий химик Ойген Бауман доказал, что нехватка йода влияет на здоровье щитовидной железы, что, в свою очередь, приводит к появлению зоба и снижению умственных способностей.
Исчезающие пуговицы
В начале XX века среди ученых и преподавателей естественных наук стала ходить забавная историческая байка. В ней говорилось о том, что причиной поражения армии Наполеона в России в 1812 году стало… олово.
Дело в том, что у металлического олова есть неприятное свойство. При низких температурах (от –20 °C до –40 °C) оно превращается в серое олово, которое обладает гораздо меньшей плотностью. При резком переходе атомам становится тесно в их новой оболочке, и они ее разрывают.
Это явление, известное как «оловянная чума», согласно распространенной версии, и погубило армию Наполеона. Считается, что пуговицы, которые использовались в обмундировании Великой армии, были изготовлены как раз из металлического олова, которое не выдержало суровой русской зимы и фактически оставило солдат без одежды. Автор книги пишет, что своими глазами видел легендарные пуговицы в музее, но предупреждает, что у этой истории все же нет точных доказательств, а значит, стоит воспринимать ее скорее как иллюстрацию интересных свойств олова.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.