41,8K подписчиков

Почему больше не выпускают двухместные мотоколяски СМЗ С3Д «инвалидка»

3,6K прочитали

Во времена СССР, на советских дорогах стали появляется необычные маленькие машинки, которые вызывали у других водителей смесь удивления с недовольством, поскольку ехали очень медленно и сильно шумели.

СМЗ С3Д
СМЗ С3Д

Позже все узнавали в них новые мотоколяски СМЗ С3Д, для граждан с ограниченными возможностями, производства Серпуховского мотоциклетного завода.

Первые мотоколяски, автозавод города «Серпухов» производил с 1952 по 1958. Это были трехколесные микромашины, с маркировкой С3Л.

СМЗ С3Л
СМЗ С3Л

На смену им пришла мотоколяска на 4-х колесах с тряпичным откидным верхом - С3А, названная в народе «моргуновкой» из-за участия в съемках известной комедии Л. Гайдая – «Операция Ы».

Кадры из кинофильма "Операция Ы" - машина СМЗ С3А
Кадры из кинофильма "Операция Ы" - машина СМЗ С3А

Несмотря на маломощность и сомнительную надежность, модель С3А, довольно долго держалась в сегменте флагманских советских «инвалидок».

Тем не менее, у этих машин были низкие эксплуатационные качества, но и заменить продукт было нечем.

Разработка микроба более нового прогрессивного типа, началась еще в 1960 году. С приходом 1970 года, «Серпуховский Автозавод» наконец запускает серийное производство совершенно новых и полностью видоизмененных мотоколясок – «СМЗ С3Д».

СМЗ С3Д - инвалидка
СМЗ С3Д - инвалидка

Новые машины кардинально отличались от предыдущих моделей, включая «моргуновку».

Серпуховские инженеры проделали колоссальную работу при создании своего детища, а разработкой модели занимался отдел главного конструктора. Главное отличие коснулось исполнения кузова.

Теперь вместо некоего кабриолета с мягким откидным верхом, люди с ограниченными возможностями получили более надежный транспорт, полностью закрытый цельнометаллическим корпусом.

Новая машинка получила мотоциклетный двигатель ИЖ-П2 мощностью 12 л. с.

Собственно этот силовой агрегат стал существенным недостатком модели, поскольку из-за полностью металлического кузова вес мотоколяски составлял полтонны и ижевский мотоциклетный мотор просто не мог должным образом справляться с такой массой.

Сборочный цех
Сборочный цех

В результате максимальная скорость СМЗ С3Д составляла ничтожные 60 км/ч, а в нагруженном состоянии стрелка спидометра едва дотягивалась до 55 км.

Производитель в 1971 году решил улучшить динамические показатели модели и начал ставить двигатели ИЖ-П3 на 14 лошадок.

Впрочем – это не особо повлияло на скоростные качества «инвалидка», которая так и осталась тихоходной машинкой, с очень громким рычанием двигателя.

В целом граждане остались довольны новой техникой, хотя далеко не все люди с ограниченными возможностями получили ее бесплатно. Безвозмездно мотоколяску могли получить ветераны войны или лица с серьезной степенью инвалидности.

Инвалидка после реставрации
Инвалидка после реставрации

Для остальных цена за эту микромашину составляла порядка 1000 рублей.

Производственный план рассчитали на выпуск более 20 000. Всего за годы производства выпустили около 270 тыс. экземпляров СМЗ С3Д.

Серийное производство мотоколясок СМЗ С3Д продолжалось до 1997 года. Выпуск прекратили по причине отсутствия развития модели и дальнейшего устаревания.

В тоже время московский автогигант ГАЗ наладил выпуск новых полноценных автомобилей ОКА, специально предназначенных для нетрудоспособных граждан, который полностью вытеснил мотоколяски.

Таким образом, пожилой СМЗ С3Д уступил место молодому более прогрессивному коллеге, а сам спокойно ушел на пенсию.

Подписка, палец "вверх" и комментарии приветствуются.