Думал ли Никола Тесла, что в честь него назовут инновационную компанию по производству «зеленой» энергии и электромобилей?
Первые электромобили
Электрические двигатели были придуманы в 19 веке, даже раньше двигателей внутреннего сгорания. В 1828 году венгерским изобретателем Аньошом Йедликом было создано первое транспортное средство на электромоторе. Хоть это и была простая тележка, которая могла сама перемещаться, идея дала мощный толчок для науки и промышленности в будущем.
На протяжении конца 19 — начала 20 века электромобили не уступали по скорости бензиновым собратьям. Однако сложный процесс подзарядки помешал электромобилю стать массовым феноменом. В то время еще не изобрели нужных технологий по преобразованию переменного тока в постоянный. Для «заправки» нужен был другой электромотор, работающий от переменного тока и вращающий вал генератора. Этот вал вырабатывал энергию для электромобиля. С двигателем внутреннего сгорания все проще — залил бензин и поехал.
К концу 20 века интерес к электромобилям снова возрос в связи с ухудшением экологической обстановки из-за загрязнения атмосферы автомобилями и прогнозах о расходе всей нефти на планете. Многие компании стали проектировать варианты электромобилей, которые уже в 2000-х годах стали использоваться все чаще и чаще. В число таких компаний входили Audi, Nissan, Honda, даже АвтоВАЗ разработал пару прототипов, но наиболее известной стала Tesla.
Tesla Motors
Компания Tesla Motors была основана в 2003 году Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Илон Маск присоединился к основателям в 2004 году, прихватив с собой 6,5 млн долларов инвестиций в компанию. Таким образом, он стал председателем совета директоров. Сам Маск в основном занимался привлечением инвестиций и продвижением Tesla, но не забывал про руководство компанией и проектную деятельность. Со своей работой он справился на отлично — он привлек крупные инвестиции, чего хватило для разработки и запуска в производство первых моделей Tesla, постройки нескольких крупных заводов. Среди инвесторов также засветились Google, eBay, Toyota, Daimler AG.
Маск поставил достаточно жесткие рамки для рабочих, но и сам не прохлаждался и активно участвовал в разработке.
Основные заводы по производству электромобилей находятся в США и Китае. В Нидерландах есть фабрика по сборке Tesla из привезенных деталей. В будущем планируется открыть фабрики в Европе и России, чтобы занять западно-европейский и восточно-европейский рынки. Кроме того, в Неваде действует завод по производству литий-ионных аккумуляторов для электромобилей — Гигафабрика 1, а дочерняя компания SolarCity поставляет для Tesla солнечные батареи.
Сейчас в линейке электромобилей присутствуют Tesla Roadster (в 2020 была презентована версия 2.0), Model S, Model X, Model 3, Model Y, пикап Cybertruck и грузовик Semi.
Забавный факт! Если сложить буквы S, X, Y и цифру 3 от названия моделей Tesla, то можно получить «S3XY».
Не будем останавливаться на том, что Tesla практически ни в чем не уступает обычным автомобилям, лучше сразу перейдем к интересным деталям.
Разумный электромобиль
Первое, что сразу заметно в электромобиле, — камера на лобовом стекле и несколько дополнительных по всему периметру машины (не во всех моделях присутствует). Это камеры автопилота. Именно о нем довольно часто вспоминают, когда речь заходит о Tesla.
Помимо камер, машине помогает ориентироваться в пространстве радар и ультразвуковые датчики. Первый позволяет электромобилю увидеть препятствие, даже если оно скрыто от глаз и камер, а вторые являются дополнением к общему «мироощущению» машины. Датчики можно сравнить с ушами водителя, а радар с интуицией.
Tesla самой простой комплектации не будет иметь автопилота, максимум просто круиз-контроль. Но чем новее модель, тем больше различных датчиков и камер установлено в электромобиль. Кроме того, искусственный интеллект, управляющий машиной, также постоянно обновляется и получает новые функции и возможности для обучения.
В самой новой модели установлены радар, ультразвуковые датчики по периметру машины, камера заднего вида с широким углом обзора, боковые камеры переднего и заднего вида и три передние камеры (широкоугольная, дальнего и среднего обзора).
Автопилот можно разделить на несколько уровней автономности:
- Уровень 0 — автопилота нет или он выключен. На этом уровне управление полностью под контролем водителя, но может быть включен круиз-контроль.
- Уровень 1 — автопилот включен только для помощи круиз-контролю. Он анализирует расстояние спереди и сзади электромобиля, может регулировать скорость вплоть до полной остановки. Но водитель все равно контролирует все процессы.
- Уровень 2 — ИИ теперь может вмешиваться в рулевое управление, например, держаться в одной полосе или объезжать препятствия. То есть здесь машина уже может ехать без особого контроля водителем, но он все равно должен держать руки на руле и управлять поворотниками.
- Уровень 3 — практически так же, как и на предыдущем уровне, но водителю уже можно не держать руки на руле.
- Уровень 4 — автопилот берет на себя практически все возможные функции: выбирает оптимальный маршрут, включает освещение и поворотники, но в сложных ситуациях попросит водителя взять управление на себя.
- Уровень 5 — этот уровень еще в разработке. Подразумевается, что электромобиль будет полностью автономен, водителю не нужно будет следить за ситуацией на дороге. Но технологии еще не дошли до того уровня, чтобы при автоматическом управлении безопасность водителя и пассажиров была стопроцентной.
Несмотря на все достижения в области ИИ, автопилот все еще не позволяет полностью освободить водителя от своих обязанностей. Ни в одном государстве мира не разрешено пилотирование автомобиля без контроля человеком. Есть несколько случаев, когда автопилот не смог справиться с машиной, из-за чего пострадали люди. Водителю все еще нужно внимательно следить за дорогой и всеми уведомлениями от программы, а в случае опасности взять управление на себя, в связи с чем смысл в автопилоте пропадает.
Однако разработчики Tesla не унывают и пытаются создать такое ПО, которое сможет, например, подвозить машину из гаража к человеку, даже если он находится в аэропорту. Пока что автопилот может выполнять несложные действия, такие как припарковать электрокар или контролировать скорость на шоссе.
Немного шуточных мифов. Логотип Tesla обозначает заглавную букву названия и деталь асинхронного электродвигателя, но в Twitter предложили иную интерпретацию — это нос котика. На это утверждение Илон Маск просто ответил «Yes».
Supercharger
Как и любому автомобилю, электромобилю нужно чем-то «питаться». Если у бензиновых собратьев есть автозаправки, то у электрокаров есть зарядные станции.
Tesla разработала собственную станцию Supercharger. Сеть этих «зарядок» уже покрыла США, часть Мексики и Канады, есть станции в Китае и Австралии. В будущем планируется покрыть всю Европу и Россию с постсоветскими государствами. Сейчас в России несколько «зарядок» есть только в крупных городах.
Некоторые электромобили используют солнечные батареи, их же устанавливают и на зарядные станции. Но таких батарей не так много из-за их высокой стоимости и сложной установки.
Supercharger отличаются от станций конкурентов своей скоростью зарядки — до 150 кВт, что позволяет зарядить полностью обесточенный электромобиль примерно за 40-60 минут. Кроме того, разветвленная сеть (в США) не оставит машину и клиента без энергии, а сразу несколько стоек на станции не создает очередей на зарядку. Впрочем, электромобилями пользуется не так много людей, поэтому вероятность попасть в очередь минимальна даже с одной или двумя колонками. Также была идея быстрой замены аккумулятора роботом, но от нее отказались ввиду сложности технологии.
Ранее клиентам компании пользоваться зарядками Tesla можно было бесплатно, но с недавнего времени эту привилегию отобрали.
Однако этими станциями могут пользоваться только владельцы Tesla. В Европе и, уж тем более, в России их очень мало, чтобы нормально путешествовать. А планы по расширению сети постоянно отодвигаются. Кроме того, до некоторого момента Tesla нельзя было зарядить от другой станции, так как разъем не подходил для электромобиля. Все равно, что пытаться вставить USB-провод в розетку.
Недостатки Tesla
Электромобиль, конечно, классный и современный, но у него есть свои проблемы.
Самое важное — безопасность. Сейчас Tesla не самая надежная и безопасная машина. Так как она вся завязана на компьютерных технологиях и электронике. Сбои в системе — частое явление. Бывали случаи, когда электромобиль блокировал двери во время возгорания, не давая пассажирам выйти. Кроме того, некоторые хакеры могут взломать систему и управлять машиной дистанционно. А автопилот, как говорилось выше, может работать некорректно.
Электромобили бесшумны. С одной стороны, это хорошо, но с другой — простой пешеход может не услышать приближающийся электромобиль, что приведет к ДТП.
Стоимость тоже далека от возможности сделать Теслу массовым электромобилем. Самую простую модель можно взять от 100 тыс. долларов. Конечно, продается «вторичка», но лучше посмотрите на пункт о безопасности. Стоит ли говорить, что б/у будет корректнее работать?
Система зарядки. Да, Тесла экологична, но заряжать ее гораздо дольше, чем обычный автомобиль. Сеть зарядок развита только в США, поэтому запаса хода может не хватить до другой станции. А со временем двигатель изнашивается, соответственно, заряжать придется чаще и дольше. Кроме того, для домашней «заправки» желательно иметь собственный гараж. Во дворе дома вряд ли получится найти розетку.
Tesla — взгляд в будущее?
Недостатков у электромобиля много, но при этом Tesla сделали огромный шаг к дальнейшему развитию «зеленой» энергии и ее использованию. Руководство компании отказалось от патентов на разработки, сделав их общедоступными. Они посчитали, что это даст импульс к будущим открытиям в этой сфере. Как известно, конкуренция крайне благоприятна для технологических прорывов. Возможно, в будущем все будут летать на космолетах от SpaceX и ездить на электрокарах от Tesla.
Спринтхост, как и Маск со SpaceX и Tesla, очень любит космическую тематику и IT-технологии. Так что используйте «зеленую» энергию, смотрите на звездное небо и держите свои сайты в Спринтхост.