Найти тему
Романтика окраин

Алексеевская соединительная линия от Марьиной Рощи до Каланчёвской. Часть 1-я

Приветствую вас, друзья!

Как я и обещал в
прошлый раз, сегодня мы от стройплощадки будущей платформы Марьина Роща МЦД-2 и МЦД-4 пройдёмся по Алексеевской соединительной линии до платформы Каланчёвская и посмотрим как там всё выглядит нынче. Волею судеб, так оказалось, что Алексеевскую ветвь я пешком прошёл практичеси всю (раз, два), а вот этот участок захватил совсем немного в рассказе о походе от Митьковской через Николаевку до Дмитровки.

Я много раз проезжал его на электричке, но всё откладывал для съёмки, ибо он самый сложный для прогулок. Но в этот раз, в отличие от прошлого года, когда я от Марьиной Рощи направился к заброшенному
Рижскому грузовому двору, я решил всё же пройти наконец этот недостаточно изученный для меня участок. Ну, а когда я что-то решаю, то я это делаю. Поэтому - запасайтесь чаем/кофе и будем смотреть. Рассказ получился довольно объёмный, поэтому я делю его на две части, сегодня первая. А теперь давайте гулять!

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

1. Начнём отсюда. Пути Рижского вокзала и бывшего грузового двора. Скоро грузовой двор снесут и застроят, а путевое развитие сильно видоизменится. Станция Москва-Рижская
станет совсем небольшой (источник схемы). В этой же схеме по ссылке вы можете ознакомиться и с тем, что станет со станцией Москва-Каланчёвская (бывшая Москва-Техническая-Курская).

2. Поднимемся на насыпь, по которой проходит Алексеевская соединительная линия, слева пути Октябрьской железной дороги. Раньше там явно была какая-то погрузочная площадка Москвы-Товарной, но сейчас лишь редко отстаиваются пассажирские составы.

-2

3. Ещё один взгляд сверху на горловину станции Москва-Рижская.

-3

4. Взгляд назад. Пути Алексеевской ветви, справа - пути ОкЖД, вдали - возводится сход с будущего конкорса Марьиной Рощи.

-4

5. Немного железнодорожной пасторали. Судя по этим столбам, раньше здесь была погрузочная площадка. Но те времена давно уже в прошлом.

-5

6. Взгляд назад. Слева - здание бывшего Алексеевского железнодорожного поста. Ныне - часть станции Москва-Рижская, как и бывший Шереметьевский пост. А вот насчёт самого здания неясно. Информации о годе постройки я не нашёл и является ли это здание аутентичным или уже более поздним советским точно сказать не могу. Но скорее всего - советское, судя по отсутствию всяких изящных деталей, присущих даже второстепенным царским ж/д постройкам.

-6

7. Электричка на Нахабино.

-7

8. И эстетика гаражных труб. Эти гаражи точно пойдут под снос.

-8

9. Обожаю сочетание цветов и железной дороги.

-9

10. Переместимся на пути Октябрьской железной дороги. Под "шнурком" - одна из соединительных ветвей между Алексеевской веткой и ОкЖД.

-10

11. Пасторальные стрелки заброшенных подъездных путей станции Москва-Товарная ОкЖД.

-11

12. Взгляд назад. Если верить схемам, то это пути необщего пользования некоего ООО «Цемент-сервис», викимапия же говорит, что это предприятие является бетонным заводом ООО «Иннпром». Где правда - я не знаю, но как бы верно не называлось это предприятие - пути оно не использует. И давно.

-12

13. Выходим к главному ходу Октябрьской (некогда - Николаевской) железной дороги. Станция Москва-Товарная и первая в России крупная железнодорожная магистраль. С тех пор много воды утекло, конечно, но тем не менее. Слева кусочек дореволюционного, судя по всему, здания пункта осмотра и ремонта вагонов, проще говоря, депо.

-13

14. Покрупнее. В каком именно году оно построено я, к сожалению, не знаю, но рискну предположить, что вместе с железной дорогой Москва - Санкт-Петербург или чуточку позже.

-14

15. Вид в сторону платформы Останкино. В скором времени здесь тоже будут перемены. Слева от четырёх главных путей должны быть построены V и VI до станции Крюково, которые в светлом будущем станут путями высокоскоростной магистрали (ВСМ-1) Москва - Санкт-Петербург.

-15

16. Ну, а теперь двинемся в сторону многочисленных платформ под названием Рижская (раньше часть из них называлась Ржевская, но кое-кому это очень сильно мешало).

-16

17. Взгляд назад. Станция Москва-Товарная.

-17

18. Слева ОкЖД, справа Алексеевская соединительная линия МЖД. Электропоезд следует по линии МЦД-2. Где-то здесь скоро впихнут и пути МЦД-4. А вот пути МЦД-3 будут несколько в стороне, за станцией Николаевка. Это вы можете увидеть на схеме, которая откроется в новом окне (источник). Так что эти фото по сути тоже исторические.

-18

19. Взгляд назад.

-19

20. Внезапно показалась птичка "Сапсан". В, так сказать, естественной среде обитания. Большинство фотографий "Сапсанов", которые есть в сети сняты у платформ или на вокзалах, а вот у пунктов обслуживания их снимают нечасто.

-20

21. Данный состав выдавался на Ленинградский вокзал под рейс в Петербург. К слову, если кто не знал, то "Сапсаны" бывают разные. В данном случае это модель ЭВС (Электропоезд Высокоскоростной Сименс) - 1, он может ездить только между Москвой и Питером, так как является поездом постоянного тока, но есть также и модель ЭВС-2 двойного питания. Такие, например, ходят через Курский вокзал в Нижний Новгород, где уже переменный ток. Другие поезда, которые идут из Москвы в Нижний Новгород, кроме двухсистемных "Ласточек" и не идущие под двухсистемным локомотивом ЭП20, вынуждены менять локомотив во Владимире, что отнимает довольно много времени. Всего ЭВС-2 существует всего 4 штуки.

-21

22. Красавец!

-22

23. "Сапсан" пронёсся, а слева "Чмуха" маневрирует с фирменным "Экспрессом" Мск-СПб.

-23

24. А вот и вторая связка ОкЖД и МЖД в Москве. Здесь раньше проходили все поезда Ленинградского направления с севера на Курский вокзал и далее на юг/восток. Ныне остался только "Сапсан" Санкт-Петербург - Нижний Новгород. Остальные переехали на новый Восточный вокзал.

-24

25. Взгляд назад.

-25

26. Крестовский путепровод. Сооружён в 1937 году. По нему проходит проспект Мира.

-26

27. Взгляд назад на соединение ОкЖД и МЖД.

-27

28. И крупным планом.

-28

29. Алексеевская ветвь в сторону бывшей платформы Ржевская (ныне - Рижская). МЦД-2.

-29

30. Входной светофор станции Москва-Каланчёвская.

-30

31.

-31

32. Платформа Рижская МЦД-2.

-32

33. Тут я услышал гудки "Сапсана" и через дыру в заборе решил сходить на платформу Рижская (а вот она всегда так называлась) Ленинградского направления. Ну и снял ещё один "Сапсан".

-33

34. Рижская — пассажирская платформа на главном ходу Октябрьской железной дороги в черте города Москвы. Первый остановочный пункт после Ленинградского вокзала. Открыта одновременно со станцией метро «Рижская» в 1958 году, названа по Рижскому вокзалу, расположенному поблизости.

1-я и 2-я платформы расположены на обходном пути (крайнем восточном, там будет МЦД-3) и отделена от двух других платформ гаражами и станцией Николаевка, перехода между ними не существует (ранее осуществлялся по разобранному старому Крестовскому мосту), что причиняло серьёзные неудобства пассажирам, так как электропоезда прибывают на все платформы. 3-я и 4-я платформы находятся у III и IV главных путей Октябрьского хода соответственно, соединены между собой пешеходным мостиком, по которому можно перейти и на платформу Алексеевской ветви Рижская (бывшая Ржевская), а также пройти в сторону метро «Рижская» и к Рижскому вокзалу, однако электропоезда у этих платформ сейчас останавливаются только в случае изменений в графике. В будущем здесь будет крупный пересадочный узел между D2, D3, D4, двумя станциями метро Калужско-Рижской и Большой Кольцевой линий и НОТ. Но пока здесь пустынно.

-34

35. И довольно-таки пасторально.

-35

36. Но вернёмся к Алексеевской линии. Рижская (Ржевская) D2. Довольно уникальный для Москвы остановочный пункт в том плане, что прямо между платформ имеется путевое развитие со стрелками.

-36

37. Вид обратно. Предыдущий кадр сделан вот с этого тупика в середине.

-37

38. Множество раз я бывал здесь в качестве пассажира электричек, но вот так гулять ещё не доводилось. Пассажиры с платформ смотрели на меня с удивлением.

-38

39. "Ласточка" D2 на Нахабино.

-39

40. Взгляд назад.

-40

41. Рижская эстакада - двойная эстакада в составе Третьего транспортного кольца (ТТК) Москвы. Соединяет Сущёвский вал и улицу Гаврикова. Восточный участок (инженер А. Б. Друганова, архитектор К. Н. Яковлев), собственно являющийся исторической Рижской эстакадой сооружён в 1975 году, западный (имеющий собственное название — Новорижский путепровод) — в 1999 году в рамках проекта ТТК.

За эстакадой начинается основное хозяйство станции Каланчёвская.

-41

Но об этом читайте уже в следующем выпуске. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

#москва #железная дорога #мцд #мцд-2 #рижская #сапсан #каланчевская #ожд