Найти в Дзене
Водитель из СССР

Лучшая из советской авто классики. "Шаха" Жигули ВАЗ-2106.

«Шаха» в годы моего юношества, а это середина восьмидесятых годов прошлого века, была одним из наиболее желанных автомобилей для советских автолюбителей.

Сколько времени прошло с тех лет, но до сих пор у некоторых моих знакомых этот автомобиль стоит в гараже, как память и резервный вариант. А есть знакомые, которые не хотят, пересаживается на другую уже современную машину.

"Шестерка", "Шаха", ВАЗ 2106 - одна из лучших советских легковых автомобилей.
"Шестерка", "Шаха", ВАЗ 2106 - одна из лучших советских легковых автомобилей.

Я до сих пор помню, как впервые я проехал пассажиром на ВАЗ-2106.

Мои родители договорились со своим знакомым съездить из Симферополя на западную Украину, в деревню на мамину родину. Наш «Москвич 2140» стоял в ремонте, а ехать было очень нужно. Вот и пришлось договариваться с человеком за денежку.

Мои первые впечатления о «Шестерке» были очень позитивные!

Помните мягкий пластик «торпеды», необычная панель приборов, удобные ручки дверей.

Место водителя в ВАЗ 2106.
Место водителя в ВАЗ 2106.

Но больше всего на меня произвели впечатления подголовники передних сидений, которые регулировались по высоте и подлокотник для пассажиров сзади, который вынимался из спинки дивана. А еще классной была обивка сидений, она была велюровая.

Регулируемые подголовники и подлокотник для задних пассажиров в "Шестерке". Изображение из открытого источника драйв2.ру.
Регулируемые подголовники и подлокотник для задних пассажиров в "Шестерке". Изображение из открытого источника драйв2.ру.

По тем временам ВАЗ 2106 казался мне практически иномаркой!

В принципе «Жигули» шестой модели и была иномаркой фиатовской 124-ой моделью, но улучшенной советскими инженерами и разработчиками (дизайнерами по-современному).

Интересно то, что «Шестерка» планировалась как легкий рестайлинг (модернизация) устаревающей «Тройки», ВАЗ 2103. Даже тех. задание для инженеров было дано по минимуму:

  • Убрать дорогостоящие хромированные материалы;
  • Откорректировать светотехническое оборудование до европейских норм;
  • Минимум затрат для завода изготовителя.

По большому счету, на первое время конструкторы справились с этой задачей, местами заменив дорогое хромированное железо на пластик, привели свет и безопасность к европейским стандартам.

Но судьба приготовила «Шахе» несколько добрых сюрпризов, которые и вывели это автомобиль в линейку лучших советских легковых машин.

Сначала в ВАЗ 2106 решили модернизировать двигатель. Мотор ВАЗ 2103 уже казался устаревшим и маломощным.

Двигатель ВАЗ 2103 установленный в ВАЗ 2106.
Двигатель ВАЗ 2103 установленный в ВАЗ 2106.

Конструкторы модернизировали движок «Тройки», увеличив его объем с 1452-х до 1569-и кубических сантиметров подняв мощность до 80 «лошадей» против «Троечной» 77 л.с..

Но все равно в процессе выпуска на ВАЗ 2106 устанавливали три двигателя - ВАЗ 2106, ВАЗ 2103 и ВАЗ 21011.

Раз уж изменили движок, нужно было модернизировать и трансмиссию.

Коль нужно, значит, сделали:

Усилили сцепление, изменили передаточные числа в КПП и в мосте.

За все годы выпуска на 2106 устанавливали пять различных КПП:

  1. ВАЗ-2101;
  2. ВАЗ-2105 (двух видов с 4-мя и 5-ю передачами);
  3. ВАЗ-2106;
  4. ВАЗ-2107;
  5. ВАЗ-21074.

В большинстве вариантов «Шаха» получила совсем другие динамические характеристики. А значит, что? Правильно, нужно модернизировать и ходовку.

В итоге всех этих манипуляций, и конечно, не за один год, ВАЗ 2106 стал полностью самостоятельным и чуть ли не самым лучшим автомобилем малого класса в СССР.

ВАЗ 2106 с минимальным пробегом. Изображение из открытого источника драйв2.ру.
ВАЗ 2106 с минимальным пробегом. Изображение из открытого источника драйв2.ру.

Но позволить себе купить «Жигули» «Шестерку» могли не многие семьи.

Огромные очереди, которые длились годами и официальная цена 9100 рублей (цена на 1986 год) сделали ВАЗ 2106 не сбывшееся мечтой для многих советских граждан.