Сидела я тут недавно в парикмахерской, а по телевизору шла очередная часть фильма «Сумерки». И вот главный герой, Эдвард, делает предложение Бэлле. Он чуть ли не умоляет её согласиться! Просит так сильно, как будто просит денег взаймы! Словно она ответив "да", теряет нечто важное, а он это важное обретает.
Я хотела для вас найти точный текст их диалога, забила в поисковик, и выяснила, что он неоднократно так или иначе уговаривал её выйти за него замуж. Нужного диалога я, правда, так и не нашла. Но удивилась ещё больше – получается, он не просто просил её руки, он прямо униженно выпрашивал!
Но больше всего удивило то, что в парикмахерской все женщины – и мастера, и клиентки, затаив дыхание следили за моментом с завистью в глазах!
И я снова задумалась.
- Почему в мировой культуре так сложилось, что делать предложение должен мужчина, а женщина смиренно ждать?
- Почему если это всё-таки «предложение», то руки и сердца надо «просить» а не «предлагать»?
- Почему Эдвард, я повторю эту фразу, просит так, словно Бэлла, дав согласие, ОТДАЁТ ему нечто своё?
Вот в последнем пункте, по-моему, и таится разгадка!
Ещё не так давно у женщины не было никаких прав. Сначала она принадлежала отцу, а затем мужу. У женщины даже собственных документов не было! И собственная фамилия ей тоже была не нужна.
На самом деле, просить её руки принято было даже и не у неё, а у её отца! И в этом случае именно «прошение» является важным пунктом! Ведь если до этого девушка принадлежала отцу, подчинялась ему, а в бедных семьях и работала на него, то после передачи её мужу, власть отца кончалась, и начиналась власть мужа.
Значит, отец, действительно, ОТДАВАЛ новому мужчине, навсегда теряя свою СОБСТВЕННУЮ ВЕЩЬ.
И даже в том случае, когда молодые решали всё сами, без отца, парень все-таки ПРОСИЛ выйти за него, а не ПРЕДЛАГАЛ.
Почему?
Потому что все равно, после свадьбы женщина становилась лишь собственностью мужа! И "согласна ли она?" - это было, в принципе, последнее о чём её ещё спрашивали. Дальше спрашивать никто ни о чём не собирался. Поэтому раз в жизни можно и напрячься, поунижаться немного, повыпрашивать, осознавая свою дальнейшую полную власть.
Никого не напоминает? Мне подобное рассказывали про наших друзей из ближнего зарубежья, которые толпами приезжают в нашу страну. Парни молодые, горячие и разумеется заглядываются на сибирских женщин. Они весьма красиво ухаживают, возводя женщину на пьедестал, но ровно до того времени, как она станет своей (официальный брак не обязателен) далее никого пьедестала. Зато нормой могут стать унижение и побои. Чтоб знала своё место.
А теперь вернёмся к диалогу Эдварда и Бэллы.
Учитывая то, как униженно он просит её о женитьбе, следует понимать, что он - не её современник, а человек прошлого (он ведь вечно молодой, вот и сохранился). И сохранил свои привычки.
Во времена Эдварда руки и сердца принято было ПРОСИТЬ. Но принято было и многое другое…
Почему-то в контексте вечности, перспектива такого брака кажется мне особенно ужасной…