Найти тему

Криминальные автомобили

Новая вспышка мошенничества в Казахстане затронула авто с российскими номерами

На дорогах Казахстана становится еще опасней. Причина этого – среди прочих – увеличение числа автомобилей с «мутной репутацией», на чьих номерах стоит знак RUS. Они оформлены в нашей стране по мошенническим схемам, из-за чего их владельцы не опасаются камер дорожного наблюдения и могут запросто убежать с места ДТП, бросив свой автомобиль. Найти такого человека крайне сложно. МВД решением проблемы не занимается.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

На границе Казахстана и России уже сложились стихийные автомобильные рынки. Что характерно, приобрести на них можно не только шрот, но и вполне приличные машины по невероятно низким с позиции современных мерок ценам.

Фактически более 1 млн тенге за «мутную» машину продавцы редко когда просят. Аналог в республике стоит минимум в два раза дороже. Неизбежно встречаются люди, которые ведутся на дешевизну.

Схемы покупки могут быть разными. Сначала приобретатель проверяет автомобиль на предмет обременений и штрафов, после чего удостоверяется, что все в порядке. Потом передает условный миллион продавцу, а его данные вносятся в страховой полис и получает ключи.

В реальности же такая машина может быть оформлена в России в лизинг на номинальное юридическое лицо. Пока ее не продали в Казахстан, лизинговые платежи осуществляются в срок, а потом прекращаются. Лизинговая компания пытается изъять автомобиль, но на месте стоянки его не оказывается. Тогда машина оформляется как угнанная и подается в розыск.

Дальше варианты развития событий могут быть самыми разнообразными. Когда полиция устанавливает, что машина числится в угоне, то ее хозяина забирают в полицейский участок, поскольку по логике следствия он фигурирует в качестве автоугонщика. Даже после того, как разобрались с обстоятельствами дела, машину купивший ее по дешевке гражданин не получит, ибо она становится объектом с ограничениями.

Кроме покупки у россиян, жертвой приобретения дешевого автомобиля можно стать и со стороны «черных автодилеров» с казахстанской пропиской. Они приобретают угнанные, участвовавшие в ДТП, «лизинговые» автомобили на приграничных авторынках, а затем везут их в Шымкент, например.

Там первоначально купленная за миллион машина продается за 1,2 млн (условно) и человек получает от нее фактически только ключи.

В реальности владелец такой машины может передвигаться лишь до первой серьезной проверки документов или (не дай Бог) ДТП, поскольку тут и выясняется, что у него машина с поддельной «биографией».

В социальных сетях все больше историй о покупке автомобилей-двойников. Двойник – это машина, которая создана под уже существующее авто, имеющее ту же марку, цвет, модель, номерные знаки и номер кузова. Копии создают для того, чтобы не платить штрафы с камер за нарушения ПДД. Водители вешают на машину подложные номера, принадлежащие другому автомобилю такой же марки, цвета и модели. Если водитель двойника нарушает правила на дороге, штрафы с камер приходят владельцу оригинального авто.

Определить, что покупаемый автомобиль – двойник, очень сложно. Пробивая машину по базе, вы увидите историю оригинала. Даже если покупателя такого авто остановит инспектор дорожной полиции, понять, что машина – это близнец, он не сможет.

Установить факт двойничества может только криминалистическая экспертиза. Человек будет ездить на машине, ничего не подозревая, пока ему не начнут приходить штрафы с камер за нарушения, которые он не совершал, либо подлинник попадет в ДТП или окажется снятым с учета.

В то же время нарушения покупателя из Казахстана тоже будут приходить оригинальному авто. Если владелец подлинника станет оспаривать штрафы и выяснится, что их заработал двойник, то его владелец станет фигурантом уголовного дела.

«ПАЛЕНЫЕ» МАШИНЫ

Проводить аналогии между проблемными автомобилями из России и авто с армянскими номерами в Казахстане не совсем уместно. Феномен армянских номеров появился из-за того, что при вступлении Армении в Евразийский экономический союз образовалось окно возможностей для приобретения дешевых автомобилей гражданами РК.

Потом государство увидело то, что его жители обнаружили еще раньше, и решило задним числом получить с них упущенную экономическую выгоду. Здесь уже началось общественное возмущение, поскольку число машин с буквами А и М на номерах пошло на десятки тысяч.

Если с армянскими машинами проблема уперлась в вопросы долгосрочного использования автомобилей с иностранными номерами на территории республики, то криминальные авто из России – это принципиально другая проблема. Здесь изначально присутствуют мошенничество и трансграничное нарушение законов.

Когда владелец «мутного» автомобиля осознает, в какую ситуацию он попал, то становится очень опасным фигурантом на дороге, а машина и без того является техническим объектом повышенной опасности. Это как качественная водка и «паленая», которые несут кардинально разную угрозу для здоровья потребителя.

Владелец криминального авто не боится камер «Сергека», поскольку знает, что к нему штрафы не придут. Отсюда нарушение рядности и дорожной разметки, вплоть до выезда на встречную полосу движения. Такой человек в случае наезда на пешехода может скрыться с места преступления, а при тяжелом ДТП с участием другого автомобиля просто бросает машину и убегает. Как показывает практика, установить личность такого человека крайне сложно, поэтому «зависают» вопросы уголовной и материальной ответственности за причиненный ущерб.

Предвидим вопросы о том, почему люди покупают дешевые автомобили по явно сомнительным схемам, ведь логика и интуиция должны подсказывать, что здесь не все чисто. Ответом могут выступать два основных фактора.

Первый – это сложная социально-экономическая ситуация в стране. Любой автолюбитель хотел бы приобретать нового четырехколесного друга в фирменном салоне у сертифицированного дилера, но это далеко не всем по карману, и, судя по падению доходов населения, приближения большинства населения к идеальной картине не происходит.

Второй аспект – это низкая правовая культура населения. Такие люди не сильно задумываются над потенциальными последствиями подобных действий. Аналогичную картину мы может наблюдать в получении микрокредитов без залога. Граждане стараются получить максимально возможное число займов, а тем, как по ним потом расплачиваться и во что превратится их кредитная история – не заморачиваются.

Так и с дешевыми автомобилями. Главное – сесть за руль. Ну а в случае проблем с полицией – можно будет сунуть взятку и попытаться решить вопрос в коррупционном поле.

Порой смесь получается совершенно взрывоопасная. За рулем криминального автомобиля на птичьих правах оказывается человек с неправовым сознанием. Будь он законным владельцем своего авто, на него воздействовала бы угроза камер дорожного наблюдения или просто осознание того, что в случае ДТП личность легко установят по базе данных. А тут лишь правовой туман и общая неизвестность предстоящих событий.

КУДА СМОТРИТ МВД?

Мы уже описали выше, почему наши граждане не могут устоять перед соблазном дешевых автомобилей. Отсюда вопросы к МВД и его автомобильным подразделениям, почему не пресекается сама возможность осуществления подобных мошеннических действий? Ладно бы такие случаи были единичными, но ведь проблема очень быстро разрастается и приобретает совершенно нездоровые масштабы.

В свое время в Алматы на улице Саина функционировал фактически круглосуточный публичный дом под открытым небом. Девицы с «низкой социальной ответственностью» стояли стайками на различных точках, и любой прохожий мог поинтересоваться прейскурантом. Кого-то это ничуть не смущало, и родители с маленькими детьми спокойно гуляли по тем же тротуарам.

Но были и жители, которых «доставали» как сама подобная публика, так и люди, которые ею привлекались. Потому что слишком часто пьяные разборки и выяснения отношений с сутенерами доходили до поножовщины.

В итоге городские власти проявили политическую волю и целенаправленными действиями проституток с улицы Саина удалили. Разумеется, секс-индустрия Алматы на этом не закончилась, но ее открытое уличное проявление ушло.

Почему пресс-служба МВД не выпускает заявлений и пресс-релизов о ситуации с проблемными импортными автомобилями и «черными автодилерами»? Многие автовладельцы элементарно не знают о существующей опасности, тогда как ее масштабы постоянно увеличиваются и вероятность стать жертвой мошенников повышается.

Увод денег граждан в криминальную сферу – это еще и удар по добросовестному бизнесу. Фактически с подачи полиции он становится все менее конкурентоспособен, подрывается имидж честных продавцов. Мы хоть в материале и апеллировали к сумме в миллион тенге, но в реальности большинство предложений «паленых» авто укладывается в диапазон 500 – 700 тысяч тенге, что резко понижает порог потенциальных автовладельцев в попытке рискнуть. В итоге опять страдают наименее обеспеченные и наиболее уязвимые слои общества.

В современном Казахстане автомобиль – это не только средство передвижения, но и слишком часто (к сожалению) единственный источник заработка. Поэтому в желании получить такое средство производства люди готовы идти на неоправданный риск. Поэтому еще раз повторим: МВД должно работать на упреждение, а не доводить ситуацию до такого запущенного состояния, как сейчас.

Невольно возникают аналогии с взрывами боеприпасов сначала в Арысе, а потом под Таразом. Мало того, что нарушены правила складирования снарядов и взрывчатых веществ с непонятным количеством других нарушений, так еще и продемонстрировано патологические нежелание брать на себя ответственность. Когда пожарные приехали тушить возгорание, то никто не предупредил их о наличии боеприпасов, в результате чего жертв стало еще больше.

Министерству внутренних дел не стоит калькировать поведение Министерства обороны и нужно срочно обратиться к проблеме «мутных» автомобилей с российскими номерами.

Потому что это из разряда неприятностей, которые не рассасываются сами по себе, а имеют тенденцию к разрастанию и ухудшению. На наш взгляд, ситуация уже игнорируется непозволительно долго, из-за чего страдают законопослушные лояльные граждане, а еще большему количеству таких людей грозит потенциальная опасность.

Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

https://kazvedomosti.kz/article/kriminalnye-avtomobili/