Найти тему
О Москве нескучно

Метро "Семёновская": почему здесь так много колонн

Оглавление

Правда ли, что изначально станция должна была носить современное название? Чему посвящено её оформление, и действительно ли в проекте участвовала автор монумента "Рабочий и колхозница"? Откуда взялось столько колонн на платформе, и почему она такая короткая? А также - что означают украшения, на которые так мало внимания обращают пассажиры. Об этом и не только расскажу сегодня.

Идеи стали востребованными

Станция открылась 18 января 1944 года. На проектных схемах она указывалась именно как "Семёновская". По одноимённой площади, около которой расположили наземный вестибюль. Тем не менее, открылась платформа уже с другим названием - "Сталинская". Получила она его не только в честь фамилии вождя народов, но и благодаря району Москвы, который тогда здесь находился.

На схеме развития Московского метро 1939 года не очень хорошо видно. Однако если присмотреться, то можно заметить, что станция будущая станция называется "Семёновская".  Из книги: Кравец С. Архитектура Московского метрополитена им. Кагановича // М., 1939. С сайта www.metro.ru.
На схеме развития Московского метро 1939 года не очень хорошо видно. Однако если присмотреться, то можно заметить, что станция будущая станция называется "Семёновская". Из книги: Кравец С. Архитектура Московского метрополитена им. Кагановича // М., 1939. С сайта www.metro.ru.

#Строительство станции начали в конце 1930-х годов. Проект разработал архитектор Самуил Кравец. Он к тому времени уже отметился интересными идеями для Московского метро. Например, по его эскизам создали наземный вестибюль станции "Кропоткинская". Также Кравец должен был строить "Маяковскую". Его проект в стиле итальянского ренессанса являлся хоть и оригинальным, но слишком помпезным, а также трудно выполнимым. В итоге работу над станцией поручили Алексею Душкину.

Изначальный проект станции "Маяковская", который предложил С.М. Кравец.
Изначальный проект станции "Маяковская", который предложил С.М. Кравец.

На "Семёновскую" Кравец также имел грандиозные планы. И в этот раз ему практически удалось воплотить их в жизнь. Некоторые идеи всё-таки не реализовали, потому что грянула Великая Отечественная война. Изначально планировалось, что стены украсят яркими мозаиками. На каждой стороне хотели разместить по 11 штук. Одни показывали бы основные события Гражданской войны, другие - учёбу и быт в Красной армии.

Украшен каждый сантиметр

Как вы уже, наверное, догадались, именно ей посвящена тематика станции, а также русскому оружию. Поэтому торец платформы украсили скульптурным изображением развевающихся знамён. Среди них разместили цитату "Нашей Красной армии - слава!". А всю композицию сверху венчал медальон с изображением автора этого изречения - И.В. Сталина. Авторами скульптурного украшения были В.И. Мухина и Б.П. Ахметьев. Во времена развенчания культа личности вождя медальон с его профилем сняли.

На путевых стенах, отделанных серым мрамором, разместили щиты, чем-то напоминающие барельефы. На них изображения разных советских орудий. Вокруг каждой конструкции есть зелёный орнамент. По задумке авторов, он должен был имитировать лавровую ветвь. Между крупными щитами можно заметить небольшие медальоны такого же серого цвета. На них уже не виды орудий, а профили советских бойцов разных войск. Например, кавалерист, десантник, танкист и др.

Интересно, что даже потолок архитектор не оставил без внимания. Своды боковых платформ украшены лепными рельефными шнурами. Они сплетаются в нечто, напоминающее геометрический узор. Такие же можно заметить и на потолке центрального зала. Однако там, помимо верёвок, есть рельефные изображения военной техники. Если присмотритесь, то вы увидите самоходные артиллерийские установки, пушки, самолёты и т.п.

Обратите внимание на рельефный потолок, 1944-1974. С сайта www.pastvu.com.
Обратите внимание на рельефный потолок, 1944-1974. С сайта www.pastvu.com.

Тайна появления многочисленных колонн

Помимо обильного декора у "Семёновской" есть и конструктивные особенности. Первое, что бросается в глаза, совсем не длинный центральных зал. Он короче боковых платформ более, чем в два раза. Также удивляет большое количество колонн. Кажется, что в них даже можно заблудиться с непривычки. Такой облик станции получился из-за трудностей во время строительства. Местные почвы не позволяли соорудить платформу с классическим длинным центральным залом.

Станция "Семёновская" в разрезе. Картинка отсюда: https://russos.livejournal.com
Станция "Семёновская" в разрезе. Картинка отсюда: https://russos.livejournal.com

Но конструкция станции была пилонной. Как, например, у соседних "Электрозаводской" и "Бауманской". Однако если бы архитектор задумал делать "Семёновскую" по такой же схеме, то пассажирам на ней просто не хватило бы места. Почти всё пространство было бы занято массивными пилонами. Кравец совместно с инженерами решил поступить иначе. Пилоны превратили в колонны. То есть их "раскрыли", убрав центральную часть. Поэтому на станции фактически получилось целых четыре ряда колонн. Их отделали светлым мрамором с коричневыми вставками.

Центральный зал станции "Семёновская", 2014. Фото из Википедии.
Центральный зал станции "Семёновская", 2014. Фото из Википедии.

Благодаря этому освободилось место для пассажиров, а также дополнительного декора. Речь о светильниках-торшерах, которые располагаются по центральной оси зала. Они напоминают те, что когда-то украшали станцию "Охотный ряд". На боковых платформах "Семёновской" изначально размещались красивые люстры в виде тюльпанов. Со временем их заменили на люминесцентные лампы.

На фотографии не так просто увидеть тюльпаны, но в архитектурных путеводителях указано, что плафоны были именно такой формы, 1945. С сайта www.pastvu.com.
На фотографии не так просто увидеть тюльпаны, но в архитектурных путеводителях указано, что плафоны были именно такой формы, 1945. С сайта www.pastvu.com.

"Семёновской" она была всегда

В 1961 году станции присвоили современное, хотя в какой-то степени даже историческое, название - "Семёновская". В рамках борьбы с культом личности Сталина, по велению Н.С. Хрущёва, переименовали многие станции, а также подчистили их убранство. На мой взгляд, название #Семёновская больше подходит станции. Ведь #история местности это не только одноимённая площадь. Раньше здесь было село Семёновское, где размещался один из знаменитых полков Петра I.

Боковая платформа станции "Семёновская", 2017. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Боковая платформа станции "Семёновская", 2017. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

В 2005 году "Семёновскую" закрывали на реконструкцию. Там обновили коммуникации, а также установили новые эскалаторы. Сделали это потому, что в те времена Генеральный план развития Московского #метро предусматривал, что именно здесь будет пересадка на будущую Большую Кольцевую линию, которую сегодня так активно строят. Но идеи со временем поменялись, и в итоге пересадочной стала "Электрозаводская".

На заднем плане видны эскалаторы, которые установили в 2005-2006 годах. Фото 2019 года, отсюда: https://russos.livejournal.com
На заднем плане видны эскалаторы, которые установили в 2005-2006 годах. Фото 2019 года, отсюда: https://russos.livejournal.com

В целом, "Семёновская" вышла оригинальной. Другой такой вы в Москве не найдёте. Однако, лично для меня, она так и не заняла высокое место в списке самых красивых.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!