Проживая в городе Нижний Новгород, я не устаю открывать для, себя новые факты, как из жизни города в целом, так и из биографий отдельных людей.
Вот уже 80-лет, на просторах нашего края, раскинул свои цеха завод "ГАЗ". Один из первенцев зарождающейся индустрии СССР. Сейчас трудно поверить, что на местах, где стоят корпуса предприятия была маленькая деревня Монастырка (сейчас так называется улица, которая проходит между территориями завода). А вокруг неё не было ничего, кроме лугов и лесов.
31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи в наладке предприятия по производству автомобилей. Было закуплено оборудование и выбрано место, а именно д. Монастырка, которая, находилась рядом с Нижним Новгородом.
Основной проблемой стройки была нехватка, как рабочих рук разной квалификации, так и механизации стройки. Все основные работы производились за счёт ручной силы. И что интересно, именно эта ручная сила и решила исход проекта. Американцы до последнего не верили, что стройка завершится успешно, а не превратится в долгострой с непонятными перспективами.
Одним из таких первостроителей был Леонид Захарович Бронников. В последующем он станет знаменитым на всю страну литейщиком чугуна и стали на заводе.
Несмотря на все трудности был выдвинут лозунг: "Построить завод за 17 месяцев! " Нужно было сдать предприятие к 1 ноября 1931 года.
Этот почин поддержала молодежь. Комсомольцы Нижегородского края откликнулись на призыв. Секретарю крайкома ВЛКСМ Михаилу Попову была поручена задача от Секретаря Нижегородского крайкома ВКП(б) Андрея Александровича Жданова: "Предстоит штурм-поднять на штурм всю организацию". И организация не только поднялась, но организовала себя на военный манер в Нижегородскую комсомольскую дивизию, которая насчитывала более 3 тысяч человек.
В этой то дивизии и трудился Леонид Бронников. Его бригаду возглавлял Григорий Абрамович Переходников.
Момент, о котором я хочу рассказать, связан зимой 1931 года, когда строился водозабор на реке Ока. Он должен был обеспечить водой, как завод, так и строящийся жилой район.
"Для того, чтобы соорудить конструкцию на середине реки, лëд прорезали и вбили шпунтованные сваи, а из образовавшегося коридора выкачали воду. Производили бетонирование. Строители очень спешили и работали на пределе возможностей. Ведь новым цехам завода и жилым кварталам требовалась вода. Сдать водозабор планировали 15 марта 1931 года.
В один из дней Леонид Бронников дежурил пока остальные рабочие были на обеде. Это была обязательная вахта, чтобы предупредить аварийные ситуации. И вот наш герой услышал, что где-то идëт вода.
Он бросился искать течь. Обнаружив струю, он стал смотреть чем еë заткнуть, но ничего не было, а бежать за бригадой было делом долгим. За это время вода могла бы уничтожить всю постройку. Тогда рабочий спиной закрыл бьющий ручей. Прижался к стенке как мог. Вода продолжала прибывать. Он взял доску и уперся ей в противоположную стену, что есть силы прижался. От переохлаждения он стал терять сознание. И только когда пришли его товарищи, его привели в чувство. Ему говорили, чтобы он шел в барак греться, но Леонид Захарович продолжил вместе со всеми ликвидировать аварию.
Вот такая история простого человека. Незаметная сейчас. А ведь благодаря таким как он, завод сдали в срок. И до сих пор он является одной из опор нашей автомобильной индустрии. Меня поражает воля людей тех поколений, они действительно могли построить что-то большее, чем развлекательные центры и магазины. Они давали людям веру в развитое будущее своей Родины.
Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!А также ставьте лайки, поддержите канал!