Рынок автозапчастей в России делится на несколько сегментов: есть официальные дилеры и их запчасти с названием оригинального бренда автопроизводителя. Есть сторонние фирмы, поставляющие продукцию «официалам» и продающие ее же под своим брендом, а есть полностью «неоригинал». Рынок б/у запчастей и подделок известных брендов – уже немного не то.
Производителей запчастей несколько раздражает тот факт, что они не могут продавать запчасти под оригинальным брендом без разрешения самого бренда.
Например, многие знают, что Lemforder поставляет детали подвески на конвейер Mercedes, а Valeo делает сцепление для BMW. Но когда тот же Lemforder хочет продавать свои рычаги и втулки как оригинальные запчасти Mercedes, ему приходится договариваться с правообладателем марки – компанией Daimler AG. Или же продавать запчасти под маркой Lemforder, что резко ограничивает число покупателей (многие же не знают, что это поставщик на конвейер и считают запчасти неоригиналом).
Сторонние производители долго боролись за то, чтобы российские власти разрешили так называемый параллельный импорт. Это когда вместе оптовые продавцы запчастей в России пытаются ввезти в страну оригинальные запчасти, которые за границей продаются под автомобильными брендами (Mercedes или BMW), под теми же брендами. Но в России они вынуждены получать разрешение правообладателя – которое он вполне может и не дать.
Ситуация доход до абсурда – оптовики закупают за границей оригинальные запчасти, а потом переупаковывают их в неоригинальные упаковки. А россияне потом удивляются, почему цены у официальных дилеров настолько сильно отличаются от других поставщиков.
Но в декабре 2020 года проблему наконец попыталась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая уже долгие годы пытается «продавить» разрешение на параллельный импорт в Россию. ФАС выписала предписание автоконцерну Daimler и компании KYB разрешить сторонним компаниям ввозить в Россию запчасти под оригинальными брендами. Служба считает, что ограничения на импорт плохо влияют на конкуренцию, а производители благодаря им манипулируют ценами (говоря проще, официальные дилеры слишком сильно взвинчивают цены).
Daimler и KYB пошли в арбитражный суд Москвы и проиграли дело. Теперь уже суд посчитал, что производители и правообладатели оригинальных брендов нарушают права российских потребителей. Например, KYB не признает за собой даже рассматривать обращения о выдаче разрешений на продажу продукции под его брендом.
Если это решение суда устоит в апелляции (а Daimler уже подал жалобу), то в российских розничных магазинах автозапчастей появятся относительно доступные по цене автозапчасти оригинальных брендов (которые и так там продаются, но под брендом непосредственного производителя). Это плюс по разным причинам – возможность выбора, возможное снижение цен, а главное – потребитель сможет покупать запчасти за пределами магазина официального дилера, не «слетая» с гарантии автопроизводителя.
Правда, минусы тоже есть – тот же Daimler уверяет, что тогда под официальными брендами будет продаваться продукция, не соответствующая стандартам качества и без какой-либо гарантии. Говоря проще, нужно будет следить, чтобы продаваемая запчасть не была подделкой – вычислить контрафакт будет чуть сложнее.