Здравствуйте!
Сегодня я не про вязание.
Даже не предполагала, что буду заниматься ЭТИМ. Никогда!
И, действительно, пути Господни не исповедимы - мне представился такой опыт. И я очень этому рада.
На даче, в сарае, под кучей старых брезентовых курток откопался велосипед.
Простенький такой, похожий на Каму, с колесами на 20".
Но собран он был, видимо, из чего попало:
рама была зелёная, со сколами толстого слоя краски, под которой проглядывало что-то красно-коричневое, думаю это грунтовка, или подготовительный слой технологической краски;
передняя вилка бирюзовая с белыми частичными и облезшими покрасами - видимо её хотели покрасить в белый цвет, но тогдашняя промышленность не могла предложить достойную для этого краску, вот она и начала облезать:
багажник был вообще, красный;
но при этом всем - хромированные крылья :-);
механизм клещевого тормоза есть, а тросика и ручки тормоза нет:
Потом, в старом рюкзаке обнаружились еще запчасти, и металлическая защита цепи красного цвета.
Старшее поколение сразу предложило вынести его на помойку :-(
Я, конечно, же, не согласилась.
При осмотре я не нашла ни одного(!!!) ржавого места!
То есть, металл - в отличном состоянии - как можно на помойку?!!
Тем более, что на даче у меня велосипеда нет - так пусть будет!
Да, простой; да, без скоростей, но зато раритет!
А для неспешной велопрогулки по лесным тропинкам между корягами, корнями деревьев и канавками - что может быть надежней старого, советского велосипеда?
Судя по статьям в интернете зеленые рамы были самые первые в 1977 году, а потом их начали делать красными. Значит, рама - 77 года, а защита цепи и багажник - 85 или 90 года.
А в сумочке под седлом лежало самое ценное для всадника - горсть маленьких советских леденцов :-)
Фото нет, так как я не планировала об этом писать, поскольку нет ничего интересного в старом ободранном велосипеде.
И только очень интересные факты сподвигли меня написать эту статью.
Итак, привезла я его домой, и надумала отреставрировать так, чтобы затрат было минимум, а пользы - максимум.
Первым делом почитала разные форумы, и составила план действий:
- разобрать
- снять старую краску
- покрасить заново
- собрать обратно (ну, это если смогу, конечно :=))
В любом случае, если что-то и не получится и результат будет так себе, то будет получен бесценный опыт.
На одном из форумов, где обсуждали, чем снимать старую краску, все нахваливали смывку KUDO, и только один мужик написал, что стоит дорого, а эффекта мало, и надо брать смывку APS... - дешевле в 2 раза, а результат - на все 100.
И как тут на него все набросились!
А я подумала, что, значит хорошее средство, надо брать!
И не прогадала - 40-летняя эмаль размягчается и превращается в лохмотья моментально, а если чуть-чуть подождать - чтобы и нижние слои размягчились, то они очень легко счищаются ножом:
Плюсы этого средства:
- почти без запаха (если нос в бутылку не совать) - можно работать в комнате, не нужен респиратор;
- это гель - все средство идет в дело, а не разлетается вокруг; и сразу видно, что бутылка полная, в отличии от баллончика - сколько там жидкости - непонятно... В отзывах, кстати, много читала, что балончики доставляют почти пустыми - 2 раза пшикнул, и всё, пусто...
- стоимость: 177 руб. за 500 мл (спрей 450 мл стоит от 400 до 600 руб. и больше, в зависимости от производителя)
-стеклянная бутылка - и расход виден, и утилизируется лучше, чем баллончики под давлением...
Под слоем зеленой краски есть слой коричнево-красный. Я думаю, что это технологическая краска, типа грунта. Представляете, какая была технология покраски, что спустя столько времени и хранения в сарае под тряпьём - на велосипеде не появилось ни одного очага коррозии!
А между тем я знаю примеры, когда современные велосипеды ржавеют на второй- третий год эксплуатации. Вот и думайте, что лучше...
Конечно, сравнивать нельзя - современные велосипеды и легче, и удобнее.. Ну и еще для каких целей нужен велосипед - тоже важный аргумент в выборе...
Продолжу.
Начала я разбирать велосипед в 5 вечера, и в 12 ночи закончила очистку от краски. Краска и технологический слой были смыты полностью.
Вот сейчас думаю - может надо было оставить коричневый слой...
И обратите внимание - на детали для защиты цепи (красная) был очень тонкий слой краски (который моментально вспучился), и без коричневого грунта под ней. Значит, более современные детали красят хуже?
В процессе снятия краски на некоторых деталях начали проступать желтые пятна... Я поняла, что это не черный металл..
Неужели ЗОЛОТО?!!! Подумала я :-)) И начала бережнее шкрябать..
-Киса, мы богаты! - сказал бы Остап Бендер...
Это явно не сталь.
Желтый цвет и шершавость металла говорят о том, что это штамповка, и похоже на латунь!
Сегодня я продолжила подготовку рамы к покраске путем окончательного удаления мельчайших следов краски дрелью с насадкой-щеткой из латуни. Такая щетка, в отличии от стальной, чистит более бережно, потому что латунная проволока мягче стальной.
То есть, 4 детали этого велосипеда выполнены из латуни:
Еще интересный способ соединения латунных патрубков и стальных труб.
Сварить их нельзя, так как латунь не содержит железа (потому и не ржавеет!) Поэтому конец стальной трубы покрывали тонким слоем латуни - опять же, чтобы не образовывалась гальваническая пара (во избежании контактной коррозии), и соединяли по прессовой посадке = запрессовывали.
А чтобы было надежно, "на века" - сверлили насквозь и забивали штыри, скорее всего тоже по прессовой посадке:
Таким образом, тройники-переходники и корона передней вилки на этом велосипеде сделаны из латуни.
1 петля складного механизма сделана из латуни, а вторую пришлось сделать из стали, чтобы нарезать резьбу для соединительного винта.
А в детали из латуни - гладкое отверстие.
Так же соединение латунь-сталь и соединение сталь-сталь можно определить и по наличию сварного шва. Там, где соединяются стальные трубы с латунными деталями - четкая ступенька = нет сварки.
и, соответственно, соединение стальных деталей имеет сварной шов:
Для меня это было удивительным открытием, и я очень сомневаюсь, что современные велосипеды имею такие детали в своей конструкции. Хотя, там наверное есть другие не менее интересные детали...
И еще один интересный момент.
Каретка этого велосипеда закрыта полностью, и защищена от попадания пыли, грязи, песка и воды; а вот каретка моего городского велосипеда, который считается одним из лучших в своем сегменте - открытая, и мне приходится раз в сезон её перебирать (чистить) в мастерской и менять подшипники. А это, ни много ни мало -1800 рублей...
Вот и получается, что на советском велосипеде было продумано все. И наверное, латунь использовали в тех деталях, которые наиболее подвержены коррозии в силу своего расположения - ближе к земле, к песку и грязи, и конструкция была такова, что требовался минимум обслуживания.
Да я и не помню никакого обслуживания: весь день носишься на велосипеде и по канавам, и по лужам, и даже речку переезжали в брод.
Приехал в ночи домой, бросил велосипед во дворе,
наутро вскочил - и снова бой! Покой нам только снился...
И ничего с велосипедами не случалось...
А сейчас - проехала по мокрой дороге после поливальной машины - и думаешь - скоро подшипники менять, или покатаюсь еще?
Ну, это я конечно утрирую - на моем городском велосипеде кататься одно удовольствие...
На сегодня рама велосипеда почти готова к покраске, осталось дочистить щеткой задний треугольник, и завтра буду красить:
И вот как ТАКОЕ можно выбросить?
Итог:
-7 часов работы,
- стоимость ~90 руб. (на очистку велосипеда от старой краски ушло приблизительно 250 мл средства для удаления краски (пол бутылки) стоимостью 177 руб.)
Пока очень бюджетно - минимум затрат для максимума пользы.
Спасибо за внимание и интерес.
А я желаю вам интересных открытий и неизменно хорошего настроения!