Найти тему

Выполнение работ по разборке, ремонту и сборке автомобиля

Ремонт и регулировка карданной передачи Ваз 2105

Ремонт карданной передачи состоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются разборкой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента -- изношенной крестовины с подшипниками, подшипника промежуточной опоры, эластичной муфты.

Замена деталей эластичного соединения переднего карданного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее крепления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.

Снятие и установка карданной передачи с одним карданным валом автомобиля ИЖ-21251 производится после отворачивания четырех гаек болтов крепления фланцевой вилки карданного вала к фланцу ведущей шестерни главной передачи. Предварительно следует пометить фланцевую вилку и фланец для последующей их сборки в прежнем положении. При отворачивании гаек для удобства прокручивают карданный вал руками (при вывешенном заднем колесе и нейтральной передаче) в удобное положение и фиксируют его положение с помощью отвертки или монтажной лопатки, вставляемой в отверстие карданного шарнира. После удаления гаек со стопорными кольцами и болтов руками или при помощи легких ударов молотка по фланцу вилки сдвигают ее с фланца ведущей шестерни и снимают карданный вал, осторожно, чтобы не повредить сальники удлинителя коробки передач, выдвигая из удлинителя скользящую вилку карданного вала. При снятии-установке карданного вала следует оберегать скользящую вилку от попадания грязи и повреждений, а также заглушать отверстие в удлинителе коробки передач для предотвращения вытекания масла.

Снятие и установка карданной передачи с двумя карданными валами автомобиля ВАЗ-2105 помимо отсоединения фланцевой вилки от фланца карданной передачи требует отсоединения эластичной муфты от фланца вторичного вала, отсоединения от пола кузова поперечины промежуточной опоры, а также отсоединения оттяжной пружины уравнителя тросов ручного тормоза.

Для удобства отворачивания гаек и снятия болтов крепления эластичной муфты ее стягивают специальным хомутом. Замена подшипников и крестовины карданных шарниров является наиболее частой причиной снятия карданной передачи с автомобиля для ремонта. Крестовина заменяется, как правило, в сборе с подшипниками.

Разборка карданного шарнира производится в следующем порядке. Снять стопорные кольца подшипников с использованием круглозубцев (на автомобиле ВАЗ-2105) или отвертки (на автомобиле ИЖ-21251), предварительно постучав молотком через мягкую медную или алюминиевую оправку по дну корпуса каждого подшипника. Выпрессовать корпусы игольчатых подшипников крестовин при помощи специального прессового приспособления или больших тисков (рис. 253) и оправки 3 с кольцом 1 соответствующих размеров. После выпрессовки подшипников из проушин вилки карданного вала и разьединения вилок аналогичным образом выпрессовываюг подшипники из фланцевой вилки 2. Выпрессовку корпусов подшипников возможно также выполнить ударами молотка по оправке, установив карданный шарнир на подставку или тиски. Однако следует иметь вввду, что в этом случае даже при использовании мягкой оправки весьма вероятно повреждение подшипников и крестовин и соответственно повторное их использование при сборке оказывается невозможным.

Рис. 253. Выпрессовка подшипников карданного шарнира:

1 -- кольцо; 2 -- фланцевая вилка; 3 -- оправка; 4 -- корпус подшипника; 5 -- тиски

Сборка карданного шарнира осуществляется в обратном порядке. Вставить крестовину с сальниками шипами в отверстия вилки, предварительно заложив в отверстия шипов смазку. Надеть на крестовины подшипники, предварительно заполненные смазкой, и запрессовать их в отверстия вилки и установить стопорные кольца. В качестве смазки крестовины и подшипников используется Фиол-2У или смазка № 158.

При сборке карданных шарниров на автомобиле ВАЗ-2105 производится регулировка осевого перемещения крестовины 0,01... 0,04 мм в подшипниках установкой стопорных колец разной толщины (выпускают кольца толщиной 1,53 мм, 1,56 мм, 1,59 мм и 1,62 мм). Для этого после установки в одну проушину вилки стопорного кольца толщиной 1, 56 мм осаживают вилку с подшипниками, прижимая корпус подшипника к стопорному кольцу и выбирая зазоры между подшипниками и крестовиной и измеряют расстояние между корпусом подшипника и торцем кольцевой канавки другой проушины вилки при помощи калибра 7 (рис. 254) с пластинами А, Б, В и Г, имеющими такую же толщину, как и устанавливаемые стопорные кольца. В зависимости от того, какая пластина калибра проходит между корпусом подшипника и торцем кольцевой канавки, подбирают толщину второго стопорного кольца, обеспечивающую вышеуказанное осевое перемещение крестовины. При необходимости производится замена первого стопорного кольца кольцом другой толщины.

Рис. 254. Определение толщины стопорных колец при сборке карданного шарнира автомобиля ВАЗ-2105:

1 -- вилка; 2 -- стопорное кольцо; 3 -- корпус подшипника; 4 -- сальник; 5 -- шип крестовины; 6 -- игла подшипника; 7 -- калибр; А, Б, В и Г -- пластины калибра

После установки стопорных колец нужно постучать по вилке молотком (желательно с пластмассовым бойком), чтобы выбрать зазоры между корпусами подшипников и стопорными кольцами и обеспечить необходимые зазоры между корпусами подшипников и торцами шипов крестовины. Если при установке подшипников в вилку они входят в ее отверстия без усилия или даже могут проворачиваться, необходимо заменить вилку или карданный вал с изношенными отверстиями проушин. Аналогично запрессовывают подшипники во вторую вилку карданного шарнира. После сборки карданного шарнира проверяют плавность и легкость поворачивания вилок с подшипниками на крестовине.

Снятие и разборка промежуточной опоры карданной передачи автомобиля ВАЗ-2105 производится при необходимости замены резинового кольца или подшипника в следующем порядке. Отвернуть гайку крепления вилки к переднему карданному валу и снять вилку специальным съемником. Спрессовать на прессе с помощью подкладных полуколец или с использованием съемника промежуточную опору в сборе с подшипником и пылеотражателем. Для разборки опоры снять стопорное кольцо и выпрессовать из нее специальным съемником подшипник.

Сборка промежуточной опоры производится в обратном порядке. Запрессовка подшипника в промежуточную опору и установка опоры в сборе на вал производятся при помощи специальных оправок. Гайку крепления вилки переднего карданного вала следует затягивать динамометрическим ключом с моментом 91... 100 Н * м и после затяжки зачеканить.

Проверка прогиба и балансировка карданного вала производится перед установкой карданной передачи на автомобиль, для предотвращения вибраций при работе. Для проверки прогиба вал устанавливают на призмы, устанавливают на штативе измерительную головку, опирая ее ножку на поверхность вала в средней его части и, проворачивая вал, измеряют биение вала по отклонению стрелки головки. При этом величина прогиба составит половину величины суммарного отклонения стрелки головки. Прогиб карданного вала не должен превышать 0,6 мм. Погнутый вал правят на прессе, а при невозможности выправить вал необходимо его заменить в сборе с карданными шарнирами.

Балансировку вала проверяют на балансировочном станке и при необходимости балансируют его приваркой точечной сваркой балансировочных пластин (не более трех) на обоих концах трубы.

При правильной разборке-сборке карданного вала необходимость в его балансировке обычно не возникает. Она может потребоваться лишь в случае замены вилок карданных шарниров. Поэтому при необходимости замены изношенных или поврежденных вилок карданной передачи и отсутствии возможности балансировки вала следует заменять целиком вал в сборе с карданными шарнирами.

Установка карданной передачи на автомобиль осуществляется в порядке, обратном ее снятию. Смазка шлицевых соединений карданный передачи при сборке производится смазкой Литол-24, Фиол-1 или графитной смазкой. При креплении фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни главной передачи следует заменять самоконтрящиеся гайки с капроновой вставкой или пружинные стопорные шайбы на новые во избежание самопроизвольного отворачивания гаек.

2. Разборка, Сборка переднего моста Ваз 2105

Возникновение посторонних шумов в задней части двигателя ВАЗ 2105(гудит), в процессе движения, может стать сигналом о наличии проблем в редукторе заднего моста или в полуосях. Даже при условии, что замена масла в заднем мосту выполняется в соответствии с требованиями регламента, износ его деталей неизбежен. Для того чтобы убедится в правильности поставленного диагноза, следует выполнить ряд дополнительных мероприятий:

Двигаясь по ровной дороге, следует обеспечить плавный разгон от 20 км/час до 90 км/час. При этом необходимо отмечать для себя появление и исчезание посторонних шумов в задней части, скорости езды, при достижении которой они возникают и исчезают. Далее следует отпустить педаль газа, применив торможение двигателем. При этом снова необходимо следить за появлением и пропаданием шума.

Разогнав автомобиль до скорости примерно 100 км/час, необходимо выключить передачу, заглушить двигатель и пустить автомобиль катиться по инерции. Опять же, замечаем при этом изменение шумов в ходовой части. Если ходовая гудит так, как было отмечено при выполнении п.1. -- это говорит об отсутствии проблем в главной передаче и дифференциале заднего моста. Если же шумы, обнаруженные в п.1, отсутствуют при выполнении п.2., значит с задним мостом вашего авто не все так хорошо.

Поставив автомобиль на ручник и зафиксировав противооткатными башмаками, заведите двигатель и обеспечьте постепенное увеличение оборотов. Если гудит так же, как и в п.1., значит, редуктор полностью работоспособен и следует искать проблему в другом месте.

Если же шум, который вы слышали при первом тесте, повторить другим способом не удалось, значит, придется вплотную заняться редуктором. Убедиться в правильности сделанных выводов можно заведя двигатель, включив КПП на четвертую передачу и отпустив сцепление, тем самым приведя в действие всю ходовую часть. Это позволит услышать, как гудит редуктор.

Снимаем редуктор

Перед началом работ, то есть до того, как начать снимать редуктор заднего моста ВАЗ 2105, необходимо слить с него отработанное масло. Для этого необходимо выкрутить сливную пробку в нижней части заднего моста, предварительно подставив емкость для сбора масла. Обычно при ремонте выполняется замена отработанного масла новым.

Далее откручиваем винты крепления фланца карданного вала и отсоединяем его от хвостовика. Поддомкрачиваем зад автомобиля, снимаем задние колеса. Выкрутив направляющие винты, снимаем тормозные барабаны, чтобы получить доступ к полуосям. Открутив болты крепления полуосей (в количестве 4 шт.), вынимаем полуоси из заднего моста, тем самым полностью освобождая редуктор. Осталось выкрутить болты, фиксирующие редуктор на балке заднего моста и снять его. Сняв полуоси, рекомендуется проверить, не требуется ли замена подшипников.

Ремонт и регулировка

Как ремонт, так и последующая регулировка требуют наличия специальных навыков и профессионального оборудования; стендов, съемников, специнструмента. Поэтому рассмотрим лишь общие принципы, по которым выполняется ремонт и послеремонтная регулировка редуктора, для оценки необходимого объема работ и затрат на приобретение запасных частей.

Устройство редуктора можно просмотреть на следующей схеме:

Разборка редуктора начинается с откручивания гайки хвостовика. Сняв фланец, вынимается ведущая шестеренка с регулировочными кольцами, сальник, маслоотражатель, внутреннее кольцо подшипника. Затем выпрессовываем наружные кольца подшипников. В последнюю очередь разбирают ведущую шестерню и дифференциал. При полной разборке распорная втулка выбрасывается.

Не рекомендуется выполнять описанные выше работы, связанные с разборкой редуктора ВАЗ 2105, ввиду их сложности. Это тот редкий случай, когда не стоит экономить на услугах специалистов.

Чаще всего у этого узла выходят со строя подшипники и главная пара, для которых предусмотрена замена новыми. Следует отметить, что именно главная пара определяет передаточное число. Существует три стандартных разновидности главной пары, имеющих разное передаточное число. Чем это число больше, тем выше мощность, чем ниже - тем более скоростной редуктор. При замене этих деталей распорная втулка заменяется в обязательном порядке, так как она является одноразовой.

Некоторые автолюбители используют главную передачу как способ тюнинга своих автомобилей. Установив в редуктор ВАЗ 2105 главную передачу, имеющую пониженное передаточное число, они значительно повышают максимальную скорость своего автомобиля. В принципе, передаточное число можно подбирать для всех без исключения заднеприводных автомобилей, руководствуясь лишь собственной потребностью. Самое большое передаточное число -- 4,4, имел редуктор автомобиля ВАЗ 2102. Но после того как он был снят с производства, найти главную пару, имеющую такое же передаточное число, стало крайне проблематично.

Не во всех случая ремонт является целесообразным. Для слишком изношенного редуктора заднего моста более выгодна замена на новый полностью. Разница в цене будет компенсирована уменьшением стоимости выполняемых специалистами работ и долговечностью нового узла.

Установка редуктора

После того, как выполнен ремонт или замена вышедшего со строя редуктора ВАЗ 2105, можно приступить к сборке. Все работы выполняются в обратной последовательности: вставляем и прикручиваем редуктор, устанавливаем на место полуоси, прикручиваем к фланцу хвостовика карданный вал.

Авто
5,66 млн интересуются