Разбираем фигуры высшего пилотажа. Часть 1: полёт очень-очень плотным строем.
Часто в комментариях к видеоматериалам на "Авиахабе", где показывается высший пилотаж, наши подписчики спрашивают: "К чему этот "выпендрёж"? Какой смысл от этих воздушных фокусов в реальном воздушном бою? Только деньги из бюджета тратятся. Лучше бы эти деньги потратили на (дальше сами подставьте нужно слово)."
Между тем, смысл есть. Высший пилотаж, который показывают на авиашоу и праздниках наши военные лётчики, что работают в группах "Русские витязи", "Стрижи", "Беркуты", "Русь", "Соколы России" (кого-то забыл ещё?), имеет в реальном воздушном бою самое практическое значение.
Высший пилотаж - он большой и разновеликий. Поэтому будем разбирать всё поэтапно.
Самая первая фигура, которую можно увидеть на авиашоу - взлёт и полёты в плотном строю. Причём строй может быть в разных конфигурациях - ромб, стрела, крыло и т.п.
Спрашивается - зачем летать так плотно? Это же, наверное, опасно.
Спрашивали - отвечаем.
Одновременный взлёт нескольких самолётов - это сэкономленное время в боевых условиях. "Стрижи" на МиГ-29 могут взлетать сразу вшестером (на полосу не поместится больше самолётов), а летать строем вдевятером! В воздух поднимается одновременно, а не по очереди 6 самолётов! В обычных условиях больше 2 одновременно не поднимают - например, по тревоге. Но взлетать звеном по двое - это умеет обычный строевой лётчик. В боевых условиях вывести из под удара сразу 6 истребителей, одновременно подняв их в воздух - это уже высший пилотаж, которому нужно учиться. 12 самолётов - считай эскадрилья. Две эскадрильи - полк. Поднять полк в воздух за 4 взлётные операции - это высший пилотаж. Потому что более 20 самолётов окажутся в воздухе примерно за минуту, а не за 15-20 (при условии, что борты подготовлены к вылету, конечно)
Это было только про взлёт.
Теперь про полёт плотным строем. Не секрет, что этот приём давно уже используется военными лётчиками, чтобы скрыть от вражеского радара реальное число своих самолётов. Когда несколько самолётов летят в плотном строю - на радаре они видны как одна точка. Теперь представьте ситуацию. Полетели, например, "Русские витязи" на Су-35С вшестером бомбить врага. НАТОвский радар засекает точку, которую распознает как неизвестный тип воздушного судна. Затем в воздух поднимается звено из двух F-16 (а то и вообще один), чтобы опознать цель и при необходимости уничтожить. Дальше нетрудно догадаться, что уничтожены окажутся сами F-16 в неравном бою (или сбегут), а "наши МиГи сядут в Риге" (это такая популярная поговорка у местных русских в Латвии).
Такой вот высший пилотаж, который вовсе не фокусы для авиашоу.