Найти тему
BOROVIK-УРБАНИСТ

Витебское метро

Всем привет. Вы в новом блоге про белорусскую урбанистику. Здесь вы в будущем сможете увидеть как простые фотопрогулки по Беларуси (по Минску, в основном), так и более "нишевые" материалы (по типу этого). Приятного просмотра.

*****

Витебск был первым городом Беларуси, который получил свой собственный магистральный транспорт — трамвай (уверен, о нём я напишу ещё не одну статью, но пока не об этом), так что разговоры про подземку в местных СМИ не возникали вообще. "Гуглёжка" в Яндексе по опорным словам находит лишь подземный переход в центре города и тематическое граффити на окраине. Так что буду первопроходцем в рисовании произвольных линий на карте Витебска). По всем законам жанра метро должно связывать центр города с отдаленными, но крупными жилыми массивами, с захватом максимального количества точек притяжения по пути. Витебский центр можно грубо обозначить двумя главными магистралями. Первая: от проспекта Фрунзе и до вокзала, вторая: Ленина на всей её протяжённости. Готовый каркас для двух линий метрополитена.

(И ещё маленькое уточнение. Дальше по тексту будут фигурировать примерные названия станций метро. Так что если у города теоретически появится шанс на свой метрополитен, то и деньги на переименование некоторых топонимов тоже должны быть. Так например проспект Фрунзе вполне может вернуться во временя Задуновского проспекта, а площадь Ленина может возглавить... тот же Лев Сапега. Почему нет?)

Первая линия

В центре города всё довольно очевидно: первая станция у Филармонии, затем площадь Свободы, площадь Победы.

Дальше линия должна уйти в крупнейший жилой массив города — Юга. Трамвай затрагивает его лишь по касательной - Черняховского, Бровки. Метро же должно заходить вглубь района, так что логично пустить его по главной магистрали "Югов" — проспекту Строителей.

Тут есть два варианта. Если строить метро закрытым способом, следующая станция должна быть на пересечении Строителей и Чкалова.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но т. к. этот способ в разы увеличивает стоимость и не применяется даже в Минске, то метро должно пройти в обход, а не под жилыми домами. Тогда имеет смысл возвести промежуточную станцию на Черняховке.

Добавьте описание
Добавьте описание

Уже дальше всё довольно очевидно. Линия идёт дальше по проспекту вплоть до Билёво.

Теоретически ветку можно продлить со стороны Филармонии аж до Журжево, но пассажиропоток там небольшой. Можно ограничиться лишь одной станцией в начале Гагарина, а там создать условия для удобной пересадки с подвозных маршрутов от Журжево и Рубы.

Вторая линия

Ветка начнётся на проспекте Фрунзе в районе разваротного трамвайного кольца, а уже оттуда в центр. Пересечение с Терешковской, район трамвайного депо, пересадка на первую линию у Амфитеатра и Привокзальная площадь.

Теоретически, линии ещё есть куда расти. Например, Ленинградская. Но опять же, там пассажиропоток ещё меньше, чем на Гагарина. На всей улице лишь два кластера многоэтажек. Так что можно повторить схему с первой линии: сделать одну станцию, где есть хоть какие-то точки притяжения (Полоцкий рынок, костёл святой Варвары, 27 школа), а к ней организовать подъезд троллейбусов с Тирасполя.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Либо можно направить линию на Карла Маркса. Этот район как раз не может похвастаться транспортной обеспеченностью.

Добавьте описание
Добавьте описание

По-хорошему, ветку можно будет продлить вплоть до конца улицы Горького, но там и нынешний трамвай неплохо справляется. Хотя что в первом, что во втором варианте смысла немного. Вокзальная вполне может остаться конечной.

Альтернатива

Если представить, что бюджет потенциальной подземки будет совсем заоблочным, можно попробовать нарисовать три линии подземки. На тех же Югах есть ещё один транспортный коридор - улица Чкалова. Так что первая линия после площади Победы свернёт туда. Она примет вполне оформленный вид при сооружений конечной в районе проспекта Победы, хотя теоретически ветку можно будет продлить на ещё один перегон вплоть до Медцентра.

Добавьте описание
Добавьте описание

Тогда маршрут в Билёво переедет на третью линию, перемахнет Двину по новому метромосту, выйдет к вокзалу и закончится у Полоцкого рынка. После этого отпадёт вопрос, куда вести синию линию дальше.

Разукрашеванием карты Витебска можно заниматься ещё долго. Например нарисовать четвертую линию если не кольцевой, то хотя-бы объездной с захватом проектируемого района Лучеса. Так же на старых генпланах Витебска рисовали район-гигант Сокольники аж на 50 тысяч душ, который находился бы у чёрта на куличиках. Чем не пассажиропоток для пятой линии.

Но это уже совсем не делает смысла.

*****

Хочу ещё раз напомнить, что этот материал надо воспринимать как фантазию на тему. Ни одному белорусскому городу метро не нужно (ну кроме Минска). Это долго, дорого, и неэффективно. Просто хочется помечтать, как бы выглядела схема региональной подземки без окончательного отрыва от реальности. А выглядела бы она как-то так:

Витебское метро
Витебское метро

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Дальше больше!

Добавьте описание
Добавьте описание

Фото: onliner.by, Яндекс.карты