Маленькая квадратная игрушечная машинка, на первый взгляд не обладавшая особой красотой или производительностью, стала одной из легенд об автомобилях. Fiat Panda, который был официально представлен туринским автопроизводителем 6 марта 1980 года на автосалоне в Женеве, производился почти четверть века и было выпущено в общей сложности 4,5 миллиона автомобилей.
Fiat Panda первого поколения | фото: Fiat
Полноприводная версия также сошла с производственных линий, и задолго до нынешнего бума электромобилей в меню также появилась электрическая Panda.
Рождение автомобиля, которое в конечном итоге было названо в честь популярного китайского медведя, потребовало конкуренции с французскими автомобилями, такими как Renault 4 и Citroën 2CV. Они - в отличие от Fiat 126, представленного в начале 1970-х годов, и немного большего Fiat 127 - предлагали достаточно места для четырех пассажиров (и, кроме того, четырех дверей) по разумной цене. Чтобы быть за счет нескольких лет технологий под капотом. Разработка нового Fiat началась в 1976 году, и два года спустя были завершены первые прототипы.
Разработка шла быстро также благодаря тому, что конструкторы разработали богатый запас деталей. Например, они позаимствовали пару двигателей - двухцилиндровый двигатель объемом 652 куб. И четырехцилиндровый девятицилиндровый двигатель от моделей 126 и 127. В интерьере также остановились на простых решениях, на приборной панели были только самые необходимые индикаторы и органы управления, задняя скамья состояла из пары трубок и ткани.
Квадратный корпус простой формы был разработан знаменитым Джорджетто Джуджаро , который, например, использовал плоское стекло, чтобы удешевить производство. В результате получился не «гадкий утенок», а автомобиль, на который через два месяца после премьеры поступило 70 000 заказов - дилеры начали принимать заказы еще в феврале 1980 года.
Начало производства было осложнено протестами профсоюзных активистов, которым не нравились планы Fiat по переносу производства между заводами, во время которых в ноябре 1979 года сгорели две дюжины предсерийных панд.
Двухмиллионная марка проданных автомобилей упала через восемь лет в то время, когда слегка модернизированная версия, напоминающая Fiat Uno спереди, производилась в течение двух лет . За прошедшие годы Panda претерпела ряд модернизаций: получила более мощные двигатели, с 1983 года популярный квадроцикл продавался в Испании, на заводе Satt, в дополнение к лицензионной версии базовой трехдверной версии - также выпускался небольшой фургон. Последний Fiat Panda не сходил с конвейера до 2003 года, когда на смену модели пришло гораздо более современное второе поколение .