Ранее мы рассмотрели вопрос о том, что общего у известных вам брендов. Сегодня мы продолжим рассмотрение примеров бизнес-моделей.
Понимание концепции бизнеса, благодаря бизнес-модели, способствует быстрой реакции на изменяющиеся факторы внешней среды и, соответственно, изменению компонентов бизнес-модели, то есть позволяет адаптировать деятельность компании к изменяющимся условиям, что помогает вовремя принять правильное решение.
К Новаторским бизнес — моделям своего времени, также относятся:
Crowdfunding (Краудфандинг, «вскладчину»)
Суть модели
Данный шаблон бизнес-модели характеризуется финансированием того или иного проекта большим количеством частных лиц и преследует несколько целей:
1) Собрать деньги на реализацию идеи,
2) Проверить спрос и сделать продажи,
3) Ограничить влияние профессиональных инвесторов.
В обмен на финансовую поддержку жертвователи получают определенное вознаграждение, так или иначе с ним связанное.
Примеры по продуктам
Стартап Pebble Technology, который в 2009 г. запустил проект на краудфандинговой платформе Kickstarter. Перед компанией стояла задача — собрать $100 000 на производство часов Pebble, цифрового устройства, которое посредством Bluetooth может соединяться со смартфонами, позволяя пользователям получать звонки и читать сообщения или электронные письма прямо на экране часов. Проект ждал столь оглушительный успех, что Pebble собрала требуемую сумму всего за два часа. Всего же поступило $10 млн, в сто раз больше изначально запланированной суммы
Компании—новаторы
Marillion (1997)Cassava Films (1998)Diaspora (2010)Brainpool (2011)Pebble Technology (2012)
Важные дополнения
Используйте эту модель когда хотите проверить оригинальную идею на предмет — готовы ли люди вкладывать в нее деньги в виде инвестиций/покупок. Помимо первых продаж, вы сможете получить обратную связь о продукте и беспроцентное финансирование своей идеи. Популярные площадки для краудфандинга: Kickstarter, Indiegogo, Бумстартер.
P2P (Peer-to-Peer) «Ты мне — я тебе»/Без посредников
Суть модели
Компания-организатор обеспечивает место и возможности для взаимодействия, обычно это онлайновая база данных и коммуникационный сервис, которые объединяют участников. На такой площадке можно дать объявления об аренде личных вещей, предложить товары и услуги, поделиться информацией или впечатлениями.
Примеры по продуктам
Онлайновый аукцион eBay — один из основоположников этой схемы — предоставляет людям из 30 стран возможность выставить на продажу ненужные вещи. Каждый день на eBay проходит около 12 млн аукционов. В России яркий пример Авито, Auto.ru, Яндекс Недвижимость.
Компании—новаторы
eBay (1995)Craigslist (1996)Napster (1999)Couchsurfing (2003)LinkedIn (2003)Skype (2003)Zopa (2005)SlideShare (2006)Twitter (2006)Dropbox (2007)Airbnb (2008)TaskRabbit (2008)RelayRides (2010)Gidsy (2011)
Важные дополнения
Появление Интернета стало главным движущим фактором в ее развитии. Максимальный эффект этого шаблона проявляется в онлайн-сообществах. Его краеугольный камень — повышение предельной полезности. С каждым новым пользователем растет привлекательность сети для остальных участников.
Аренда вместо покупки
Суть модели
Компания выигрывает от большей выручки с каждого продукта, поскольку оплата производится за весь период пользования. Обе стороны выигрывают от эффективного использования продукта, учитывая сокращение времени простоя, из-за которого блокируются денежные средства.
Примеры по продуктам
Модель Xerox 914, выпущенная на рынок в 1959 г., стала первым в мире коммерческим автоматическим копировальным устройством, которое использовало технику сухого фотокопирования. Устройство обладало революционными техническими характеристиками, ведь оно позволяло копировать несколько тысяч страниц в день вместо 15–20 как раньше. Поскольку Xerox 914 был не по карману большинству потенциальных покупателей, компания решила сдавать его в аренду за $95 в месяц. Такой ход повлек настоящий бум спроса на усовершенствованные копиры, через несколько лет Xerox просто не справлялась с объемами производства.
Компании—новаторы
Saunders System (1916)Xerox (1959)Block-buster (1985)Rent a Bike (1987)Mobility Carshar-ing (1997)MachineryLink (2000)CWS-boco (2001)Luxusbabe (2006)Flexpetz (2007)Car2Go(2008)
Важные дополнения
Шаблон можно применять в любой сфере, где присутствуют следующие факторы: физическая передача актива, большие первоначальные расходы, непостоянная потребность в пользовании активом или услугой. В этом отношении аренда схожа с шаблоном «Оплата по факту использования», но у них имеется и существенное различие: арендная плата рассчитывается исходя из продолжительности пользования, а не фактического потребления. Переход между «Арендой вместо покупки» и «Оплатой по факту использования» зачастую проходит довольно гладко — например, это может быть взимание сбора в дополнение к базовому тарифу салонами по аренде автомобилей в тех случаях, когда клиенты превышают установленный лимит пробега.
Аукцион
Суть модели
Модель строится на предлагаемых участниками ценах: иными словами, стоимость продукта определяется не только одним продавцом, но и сами покупатели активно влияют на конечную цену товара или услуги. Определение цены начинается с того, что потенциальный покупатель делает определенную ставку, исходя из своей покупательской способности. По завершении аукциона товар или услуга достаются покупателю с самой высокой ставкой.
Примеры по продуктам
WineBid, расположенный в Напе, штат Калифорния, — аукционный дом по продаже вина, в котором частные лица и специализированные дилеры выставляют свои вина на продажу для знатоков и ценителей со всего мира. Чтобы вино не продавалось ниже своей стоимости, продавец устанавливает за бутылку минимально приемлемую цену. С момента появления в 1996 г. WineBid успешно развивался и теперь насчитывает более 60 000 зарегистрированных пользователей, являясь крупнейшим аукционным сайтом в своей категории.
Компании—новаторы
eBay (1995)Winebid (1996)Priceline (1997)Google (1998)Elance (2006)Zopa (2005)MyHammer (2005)
Важные дополнения
Такой подход позволяет компании продавать по максимальной цене, приемлемой для клиентов. Клиент выигрывает от возможности повлиять на стоимость продукта. С появлением интернета пришла новая эпоха развития бизнес-модели “Аукцион”, так как отпала необходимость привязки к физическому месту.
Долевая собственность
Суть модели
В случае использования шаблона «Долевая собственность» клиенты приобретают не весь актив целиком, а только его долю. Поэтому им приходится выплачивать лишь часть полной цены.
Примеры по продуктам
Шаблон традиционно находит применение в авиационных перевозках и недвижимости.
Компании—новаторы
Hapimag (1963)Netjets (1964)Mobility Carsharing (1997)écurie25 (2005)HomeBuy (2009)
Важные дополнения
Модель «Долевая собственность» обычно претворяется в жизнь в форме ассоциации, в которой каждый покупатель получает ту или иную степень доступа в зависимости от доли владения.
Подписка
Суть модели
Бизнес-модель «Подписка» позволяет клиентам регулярно получать товары и услуги. Компания заключает с клиентом договор, в котором оговорены частота и продолжительность оказания услуг. Клиенты оплачивают услуги либо заранее, либо через равные интервалы, как правило, ежемесячно или ежегодно.
Примеры по продуктам
Потенциал подписки открыла для себя и швейцарская Blacksocks, девиз которой звучит так: «Подпишись на носки: избавься от мучений легко и просто». За регулярную плату клиенты каждый год получают от трех до шести пар носков через определенные промежутки времени.
Компании—новаторы
Blacksocks (1999)Netflix (1999)Salesforce (1999)Jamba (2004)Spotify (2006)Next Issue Media (2011)Dollar Shave Club (2012)
Важные дополнения
Многие компании предлагают клиентам скидки при оформлении подписки, поскольку тем самым клиенты берут на себя обязательство регулярно приобретать товары или услуги, что для компании означает предсказуемые стабильные денежные поступления. Чтобы подписка со временем не утратила своей привлекательности, крайне важно давать клиентам ощутить преимущества такой системы, не чувствуя себя обманутыми. Подписка должна приносить клиентам дополнительную стоимость, скажем, экономию времени при покупке ваших товаров, постоянное наличие или снижение риска. Пользу этого шаблона можно ощутить в самых различных сферах деятельности.
Самообслуживание
Суть модели
В случае использования бизнес-модели «Самообслуживание» создание стоимости в некоторой степени перекладывается на клиентов в обмен на более низкую цену. Клиенты обычно отмечают, что самообслуживание помогает экономить еще и время. Оно даже может повышать эффективность, поскольку в некоторых случаях этап создания стоимости окажется короче и будет более целенаправленным.
Примеры по продуктам
Французская гостиничная сеть Accorhotels использует данную концепцию в своих бюджетных отелях ibis.
Компании—новаторы
McDonald’s (1948) IKEA (1956)Accor (1985) Mobility Carsharing (1997) BackWerk (2001) Car2Go (2008)
Двусторонний рынок
Суть модели
Компания, применяющая бизнес-модель «Двусторонний рынок», облегчает взаимовыгодное взаимодействие двух дополняющих друг друга групп, выполняя роль посредника или некой платформы. Например, рекрутинговые веб-сайты связывают специалистов по подбору кадров и людей, ищущих работу, а поисковые системы привлекают как пользователей, так и рекламодателей. Краеугольным камнем данной концепции является так называемый косвенный сетевой эффект: чем больше людей из одной группы пользуются той или иной платформой, тем более заманчивой она становится в глазах другой группы.
Примеры по продуктам
Поисковая система Google представляет собой трехсторонний рынок, сводящий интернет-пользователей, владельцев веб-сайтов и рекламодателей.
Компании—новаторы
Diners Club (1950)JCDecaux (1964)Sat.1 (1984)Amazon Store (1995)eBay (1995)Metro Newspaper (1995)Priceline (1997)Google (1998)Facebook (2004)MyHammer(2005)Elance (2006)Zattoo (2007)Groupon (2008)
Важные дополнения
Эффект работает в обоих направлениях. При использовании такой платформы сложнее всего направлять две группы пользователей так, чтобы максимально усилить косвенный сетевой эффект. Если успешно справиться с этой задачей, клиенты будут прочно привязаны к компании. При этом возможно выбрать в качестве цели три и больше пользовательские группы: тогда речь идет о многостороннем рынке.
Айкидо (дифференциация)
Суть модели
Бизнес-модель «Айкидо» относится к товарам или услугам, кардинально отличающимся от отраслевого стандарта. Применительно к компании данное понятие означает, что она стремится занять позицию, диаметрально противоположную позиции конкурентов, уходя от необходимости прямой конфронтации.
Примеры по продуктам
Cirque du Soleil («Цирк дю Солей») также весьма успешно пользуется бизнес-моделью «Айкидо». сознательно отказался от дорогостоящих выступлений животных и звездных артистов, обычно составляющих ядро любой программы обычного цирка. Вместо них он соединяет элементы оперы, балета, театра и уличного перфоманса с классическим цирковым искусством, создавая совершенно новый вид развлечений. Уникальный стиль Cirque du Soleil позволяет экономить расходы, привлекая новую и совершенно разную аудиторию, включая взрослых и корпоративных клиентов.
Компании—новаторы
Six Flags (1961)The Body Shop (1976)Swatch (1983)Cirque du Soleil (1984)Nintendo (2006)
Важные дополнения
Конкуренты обычно настолько озабочены собственными проблемами, что новый способ ведения бизнеса оказывается полнейшей неожиданностью, и их прежние преимущества, скажем, высокое качество или низкая цена, затмеваются новаторскими подходами нового игрока.
Очень интересная информация, которой с радостью делюсь с Вами!
Подписывайтесь на канал, буду рада видеть Вас в числе подписчиков)🌹