Найти в Дзене
FAVORIT MOTORS

Российские водители ответили на вопрос: нужны ли им электрокары

Оглавление

Что бы не говорили про будущее электрических машин в России, продажи только растут. Новых владельцев автомобилей на чистой энергии не пугают ни высокие цены, ни отсутствие мало-мальской инфраструктуры с розетками и центрами сервисного обслуживания, где знают с какой стороны к такой машине подойти.

Статистика продаж новых электрокаров

По информации аналитического агентства «Автостат», в мае отечественный рынок новых электрокаров стал больше в 10 раз. Данные для сравнения попали в статистику из прошлого непоказательного года, но общая тенденция все равно на увеличение продаж. Последний месяц весны пополнил российский электропарк на 148 единиц. Год назад за тот же период купили всего 15 автомобилей.

Самые популярные из новых спорткупе Porsche Taycan и кроссовер Audi e-tron. На пару они составляют больше половины от всех продаж, причем обе на отечественном рынке обосновались меньше года назад. На третьем месте мировой бестселлер Tesla Model 3. В России «Тесла» в догоняющих только из-за полулегального статуса и отсутствующего ореола премиальности, которого у лидеров рейтинга в достатке. Четвертое место у Jaguar I-Pace, замыкает пятерку Model X от той же Tesla.

Чаще всего новые электрокары появляются в столице. В мае почти 40% новых машин купили москвичи. На втором месте Санкт-Петербург (18 штук), на третьем Московская область (14). В провинции сильнее всего «электротяга» в Свердловской области и Краснодарском крае. еще в 44 субъектах были единичные случаи покупки — то есть на территории половины нашей страны электротранспорт не нужен буквально никому.

Всего за 2021 год отечественный автопарк прирос на 650 электрокаров. Это в 7 раз больше, чем за те же 6 месяцев годом ранее.

Электрокары с пробегом

-2

Совсем другая картина с электромашинами из вторых рук. Их за май купили в пять раз больше чем новых — всего 638 штук. На первом месте Nissan Leaf на которую приходится 85% всех продаж (541 штука!). На втором месте с гигантским отрывом модели марки Tesla (50 машин). В тройке лидеров (хотя, конечно, настоящий только один) Chevrolet Bolt (15). Интересно, что Leaf на рынке новых автомобилей присутствует тоже, но его покупают единицами и он на задворках статистики, а вот премиальный сегмент, который в авангарде среди новых, тут последний. Судите сами: у Audi e-tron одна продажа, у Jaguar I-Pace — 3, у Porsche Taycan — всего 4. Отчасти такое положение вещей связано с молодым рынком этих моделей, которые не успели наскучить первым владельцам. С другой стороны, рынок подержанных электрокаров формируется по принципу «чем дешевле, тем лучше», а еще сюда добавляется дальневосточный колорит с большим количеством электромобилей, ввозимых к нам уже неновыми. Такой расклад подтверждают данные по территориальным продажам. Половина всех таких машин купили в Иркутской области, на втором месте Приморский край, на третьей строчке Краснодарский край. Москвы на четвертой позиции и только потому что в столице просто большой покупательский котел. Даже в нем нашлось место всего для 35 подержанных электрокаров в пику числу новых — их-то 638. Северная столица в этом списке аж на 14 месте.

Общее количество проданных машин на зеленой энергии с начала года составило 2655 штук.

Какое будущее у электромобилей в России

-3

Бурный рост продаж электромобилей отчасти связан с отменой ввозной пошлины, которая с обнулилась прошлой весной до конца 2021 года. Правительство пошло на такие меры из-за нестабильной нацвалюты, отсутствия внутреннего производства и все еще медленно развивающейся инфраструктуры. По инициативе Евразийской экономической комиссии, со следующего года ставку пошлины должны вернуть.

Эксперты отрасли считают, что возвращение обязательного сбора откатит рынок на результаты двухгодичной давности, так как главный драйвер продаж в конкурентной цене без которой мотивации покупать такие машины нет. У правительства другое мнение.

Недавно стало известно, что власти разработали программу поддержки национального электрического транспорта, заложив на нее до 2030 года 803,7 млрд рублей. Если простыми словами, то заградительные меры для иностранных электромобилей будут расти, а деньги от пошлин и утильсбора пойдут на стимулирование внутреннего производства и развитие инфраструктуры.

Утильсбор на электрокары существенно увеличится в 2022 году и будет планомерно повышаться. В 2025 году его обещают на уровне 360 тысяч, в 2027 — 400 тысяч, к 2030 — 600. «Нулевая» пошлина сначала подрастет до 5%, а после 2024 года составит 15%. Если экспорт автомобилей окажется недостаточным, прорехи в бюджете программы закроют за счет денег от машин с «обычным» двигателем.

Полученные деньги запланировано конвертировать в субсидии на покупку электромобилей: сначала вообще всех, а к 2030 году только одной десятой доли от общего числа. Государство будет давать скидку 25% на кредит и лизинг от суммы в 2,5 миллиона рублей, если машина стоит дороже.

-4

Также в планах правительства наращивание процента локализации производства электрокаров. С 2025 года, чтобы получить статус «национального» продукта, кроме сварки и покраски нужно будет собирать батареи. С «быстрыми» зарядками правительство обещает помогать, а «медленные» станции будут возводиться на частные средства.

Что будет через 10 лет с российским рынком электрических машин определенно сказать нельзя. Предположим, что отставание от других стран сохранится примерно в таком же промежутке, а главные драйверы роста останутся на поруках государства и его желании субсидировать продажи с инфраструктурой.

Авто
5,66 млн интересуются