Коронавирус и связанные с ним ограничения изменили наши привычки. Шоппинг выходного дня в ТЦ, поход всей семьей в ресторан или кино многие уже заменили на заказы онлайн и просмотр фильмов дома. Традиционный шоппинг остается – в формате более частого посещения продуктовых магазинов. Насколько он обусловлен экономически? Может быть, мы имеем дело с новым видом шопоголизма?
То, что люди стали ходить по магазинам чаще, а покупать каждый раз меньше, исследовательский холдинг «Ромир» отметил еще в 2017 году.
Несмотря на то, что часть прошлого года напуганные россияне больше сидели по домам, на общую тенденцию это не повлияло. Хотя в целом люди стали больше заказывать товары по интернету, это не мешает им часто выбираться в супермаркеты за едой. Вместо покупки продуктов на неделю люди часто покупают еду на один-два раза, а затем снова идут в магазин.
Представители непродовольственного ритейла отмечают, что в 2021 году россияне стали чаще ходить в продуктовые магазины, чем раньше. Об этом, в частности, пишет «Коммерсант» со ссылкой на X5 Retail Group, управляющую сетями «Пятерочка» и «Перекресток».
Правда, средний чек при этом сократился. По данным того же источника, на второй квартал 2021 года в «Пятерочке» он составляет 394,1 руб., а в «Перекрестке» – 591,4 руб.
Экономисты отмечают, что такое поведение связано со снижением платежеспособности населения. Люди начинают сравнивать цены в разных магазинах, изучать, что выгоднее. Популярность приобретают товары «No name» и собственные торговые марки (интерес к ним, в частности, отмечают в «Auchan Россия» – «Коммерсант»). В итоге они тратят меньше денег на определенные виды товаров, но вкладывают в их поиск больше свободного времени.
Однако, на мой взгляд, причина частых походов в магазин за едой носит не только экономический, но и психологический характер. Это похоже на шопоголизм – то есть тягу совершать покупки, которую человек не в силах преодолеть. Объясню, почему я так думаю.
- Приходя в магазин за конкретным товаром, люди склонны «зависать» в нем и рассматривать то, что прямо сейчас им не нужно.
- Они заходят в продуктовые магазины попутно, хотя не планировали что-либо покупать.
- Они совершают спонтанные покупки продуктов.
- Они воспринимают поход за продуктами как развлечение.
- Они рассказывают о том, где они выгодно купили товары по акции.
- Они рассматривают каталоги продуктовых сетей.
Разве это не напоминает навязчивое желание шопоголиков приобрести ту или иную вещь: платье, рубашку, сумочку, туфли? Поскольку многие семьи были вынуждены сократить траты на технику, одежду, развлечения, они заменяют все это походом в продуктовые магазины. По факту – отрываются на том, что доступно.
Наблюдение мое, не претендует на истину. А что вы об этом думаете? Вы согласны со мной? Напишите свое мнение в комментариях ниже и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации о психологии и жизни.
Александр Гросс
Читайте также: