В прошлых частях мы подробно рассмотрели практически весь основной модельный ряд отечественной автомобильной техники, использовавшийся советской милицией вплоть до самого распада СССР. Но, как ни странно, советские правоохранительные органы за весь период их существования имели "на вооружении" немало иномарок. О них и пойдет речь в заключительной части нашей статьи.
Первые автомобили поступившие на службу в милицию в середине 1920-х годов имели иностранное происхождение. Причина этого ясна - в те годы в молодом Советском государстве попросту не было собственной автомобильной промышленности. Немногочисленные Ford T, Fiat 15ter, Citroen Type С использовались милицией во второй половине 1920-х годов, и к началу массовой индустриализации страны эти машины попросту пришли в негодность вследствие естественного износа. Следующая волна иномарок влилась в ряды советской милиции после окончания Великой отечественной войны. Большинство предвоенных ГАЗ-А, ГАЗ-М1 погибло в сражениях и заменить их в массовом порядке часто было нечем, поэтому во второй половине 1940-х годов в ряды милиции поступило некоторое количество трофейных немецких машин, а также американских автомобилей, поступавших в СССР по ленд-лизу, таких как внедорожник Willys MB. По мере износа эти автомобили также исключали из рядов милиции, заменяясь советскими "Москвичами" и "Победами".
К теме иномарок руководство МВД вернулось в конце 1960-х гг. В 1970 году "на вооружение" московской ГАИ поступил Ford Galaxie Wagon, текущего модельного года. Интересен тот факт, что машина была не просто гражданским универсалом, а имела полицейскую спецификацию с полным комплектом специального оборудования. По официальной версии автомобиль был подарен Советскому Союзу лично президентом Р.Никсоном в период разрядки отношений между США и СССР, в знак дружбы и сотрудничества. По другой версии автомобиль был закуплен по линии внешней торговли, специально для опытной эксплуатации.
Примерно в те же годы в советское правительство закупило в ФРГ некоторое количество Mercedes-Benz в кузове W108/W109. Эти машины изначально было заказаны в полицейском варианте и имели заводской желтый окрас. По прибытии в СССР на автомобили были нанесены предусмотренные ГОСТом синие полосы и установлены спецсигналы - сирены и проблесковые маячки. Эти автомобили использовались в основном для встреч высоких иностранных гостей, сопровождения государственных кортежей, хотя крайне редко эти машины можно было увидеть в качестве патрульных.
К концу 1970-х гг. Советский Союз начал подготовку к московской Олимпиаде-80. В ее рамках перед МВД была поставлена задача обновление "парадного" автопарка милиции, при это было приоритет отдавался автомобилям иностранного производства. Так в период 1978-1980 гг. в ФРГ помимо Mercedes-Benz кузовах W116 и W123, были закуплены BMW (Е3 и Е12), а Швеции Volvo 200-й серии. Все эти автомобили поступали в распоряжение московских подразделений ГАИ, которые занимались сопровождением иностранных делегаций, а также решали иные задачи в олимпийских интересах.
Помимо автомобилей премиальных марок, советская милиция также получила некоторое количество иномарок попроще: французские хетчбэки Renault 30, американские фургоны Dodge, а также поступавшие по линии СЭВ чехословацкие Tatra 613.
После завершения Олимпийских игр некоторые из иномарок были переданы в иные регионы, в частности в Ленинград и Киев.
С началом перестройки и некоторым ослабеванием идеологической составляющей количество иномарок в рядах МВД увеличивалось, причем некоторые из автомобилей были весьма и весьма экзотическими. Так в московской ГАИ проходил службу (по другим сведениям два) Porsche 911 Targa. До конца не ясно каким образом немецкий спорткар попал в МВД, но эту машину можно было видеть на дорогах Москвы вплоть до самого распада СССР, после чего ее судьба теряется.
Перед самым же распадом СССР идеология в подборе милицейских авто и вовсе исчезла, что позволило властям закупать все большее количество иностранных машин самых различных марок. Впоследствии все эти автомобиль благополучно влились во вновь создаваемые подразделения милиции и полиции молодых государств, образовавшихся после распада Советского Союза.
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов.
Другие публикации нашего канала:
На государственной службе: автомобили советской милиции. Часть 1.
На государственной службе: автомобили советской милиции. Часть 2.
Самый престижный автомобиль коллекции Брежнева - Mercedes-Benz 600 Pullman
Fiat 124 Sport Spider. Родственник "Жигулей" от Pininfarina.