Многие пассажиры самолетов хотели бы попасть в кабину пилотов. Или хотя бы узнать: как там все устроено?
Рассказываю. Фотографии кабины пилотов «Боинга» привожу не из Интернета, а от реальных пилотов, летающих по нашей стране и по всему миру.
Некоторые нынешние пассажиры, слыша аплодисменты своих соседей при посадке, снисходительно улыбаются: мол, зачем им хлопать, если любое судно в наши дни летает на автопилоте?
Но это не так. Или не совсем так.
Да, конечно, сейчас практически все пассажирские самолеты используют автоматический режим. Но без управления человеком все равно не обойтись.
Во-первых, пилоты вручную вводят в него данные по массе, скорости на взлете и проч.
Во-вторых, автопилот активизируется лишь после взлета, а набор высоты и посадка происходят при управлении людьми. Исключения бывают, но редко, например во время сильного тумана.
В-третьих, как ни крути, но простой «человек с улицы» не может «порулить самолетом», для этого необходимы специальные знания и навыки.
Чтобы ваш полет состоялся, прежде всего, нужны 2 пилота:
1) командир воздушного судна, он же 1-й пилот, который сидит в кресле слева от штурвала;
Кстати, в военной авиации их называют не пилотами, а летчиками.
2) его помощник, он же 2-й пилот, который сидит, соответственно, справа.
Их кабина находится в передней части самолета и отделяется от остальной части бронированной перегородкой, а дверь сюда запирается.
Кроме 2 пилотов, в экипаж могут входить в зависимости от самолета, а также от протяженности и сложности трассы:
3) штурман;
4) бортмеханик (бортинженер);
5) бортовой радист;
6) стюардессы / стюарды.
Кабина экипажа в разные годы менялась. Свое нынешнее «лицо» она приобрела около 40 лет назад. Сейчас здесь, хоть и не особо просторно, зато всё строго технологично и компьютеризировано.
Лобовые стекла в кабине пилотов надежно защищают от ветра, снега, дождя и даже птиц. Интересно, что стеклоочистители здесь действуют, как автомобильные.
В кабине современного лайнера обязательно имеются следующие приборы и элементы управления:
1) основной пилотажный дисплей. На нем отражены особенности движения самолета – его местоположение, оставшееся расстояние и проч. По функциям и виду этот прибор отчасти похож на автомобильный навигатор;
2) штурвал / ручка управления самолетом;
3) рычаги управления двигателями;
4) пульт режимов;
5) блоки управления полетом и навигацией;
6) автопилот (кнопки включения, выключения и т. д.);
7) индикатор навигационных данных;
8) радар;
9) радиопеленгатор;
10) система оповещения экипажа и индикации состояния силовой установки;
11) 2 раздельные педали торможения (скорость торможения зависит от интенсивности нажатия);
12) противопожарная система (от индикаторов и системы автоматизированного тушения до обычных ручных «пеногонов»);
13) ручки управления температурой воздуха в кабине и салоне самолета, управления взлетно-посадочной механизацией (элеронами, закрылками и т. д.), выпуска и уборки шасси;
14) кнопки включения топливных насосов, включения аккумуляторных батарей;
15) многочисленные приборы и индикаторы, показывающие состояние всех систем самолета, параметры окружающей среды и др.;
16) и еще много разных мелочей, перечислить которые полностью в одном небольшом посте невозможно. И как только оно всё помещается в маленькой кабине пилотов? :)
Приведенные мною в посте фото сделаны в кабине «Боинга-737».
Сегодня это один из самых распространенных в мире пассажирских самолетов (причем уже 3 поколений: «оригинальное», «классическое» и «новое»). Так что, скорее всего, вы еще на таком будете летать. А может быть, и неоднократно.
И уже в следующем полете вы будете иметь общее представление о том, что же такое загадочное находится в кабине пилотов.
И в продолжение «летной темы» читайте Дзен-пост «Еда пассажирам в самолетах раньше и сейчас...», а также статью «Самым странным транспортом в «Орле и решке» признан лимузин-самолет».