Найти в Дзене
Алёнкины путешествия

Ямщики - первые дальнобойщики на Руси, а извозчики - первые таксисты. История из семейных преданий

Оглавление
Год назад я узнала, что первыми русскими "дальнобойщиками" были... ямщики! Кто бы мог подумать?! Но ведь так и есть, разница лишь в средстве передвижения.
Дальнорейсовик на Руси и в наши дни. 😁 Коллаж автора
Дальнорейсовик на Руси и в наши дни. 😁 Коллаж автора
Ямщики управляли лошадьми, а современные водители-дальнорейсовики грузовыми автомобилями. Может быть, именно отсюда пошло сленговое название прицепа - телега? 🤔 Да и автомобили частенько зовут "кобылами" - тоже не просто так! Наше далёкое прошлое, словно иголка с ниткой: нет-нет да и проявится где-нибудь в настоящем, и это, на мой взгляд, просто волшебно!
По материалам Википедии - ямщик был представитель особой межклассовой прослойки населения на Руси, назначенный из крестьян либо горожан для исполнения "ямской повинности", включая извоз и почтовую гоньбу.
До отмены этой самой повинности в 18 веке, люди, выделенные в ямщики, переселялись в "ямы"- поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для ведения личного подсобного хозяйства.
Ямщи́к (древне-русское "ꙗмьщикъ", "ямьщикъ") - термин тюркского происхождения. Слово "ям" встречается ещё в ярлыках ханов Золотой Орды, обозначает ямскую повинность, денежный сбор на ямскую гоньбу. Тот, кто взимал повинность с гонцов, в древнерусском языке назывался "ямник", а начальник над "ямниками" назывался "ямщик". Впоследствии и самих гонцов стали называть "ямщикáми".
А по мнению рязанского писателя-искусствоведа Кисина, слово "ямщик" восходит к слову "ям", возникшему от татарского "дзям"- "дорога". Логично предположить, что ходовое и в наше время слово "ямы" имеет аналогичное происхождение. 😂
То ли татары так ругали русские дороги, то ли мы, русские, настолько суровы, что ямы и дороги для нас - одно и тоже...
"Тройка".1865 г. Художник - Сверчков Н. Е. Картина для иллюстрации с сайта www.pinterest.ru, обработка автора
"Тройка".1865 г. Художник - Сверчков Н. Е. Картина для иллюстрации с сайта www.pinterest.ru, обработка автора
А уже позднее, в 19-20 вв. появились первые... таксисты. Да-да, Вы не ослышались! Конечно, называлась эта профессия иначе - "извозчик". Мой читатель - Владимир Яковлев, водитель-междугородник расскажет Вам историю про своего прадеда, который занимался частным извозом в Санкт-Петербурге в самом начале 20-го века:

"Мой прадед по материнской линии был извозчиком, а работал он, в современном понимании, вахтовым методом. Ещё задолго до революции он ездил за 500 километров из своей глухой деревеньки в Санкт-Петербург и занимался там частным извозом. (Не было тогда ещё Уберов, Яндекс-такси и прочих монополистов)

В конце осени, когда становился снежный покров, прадед мой Силантий запрягал лошадь в сани, складывал туда свои нехитрые пожитки, еду, грузил воз сена и отправлялся на заработки. Дорога предстояла дальняя: из Псковской губернии Холмского уезда (ныне это Тверская область, Андреапольский р-он) аж до самого Санкт-Петербурга! Ямщики и извозчики где-то жили централизованно, обособленно от горожан.

Ямская слобода под Ярославлем. Фото для иллюстрации с сайта pastvu.com, обработка автора
Ямская слобода под Ярославлем. Фото для иллюстрации с сайта pastvu.com, обработка автора

Целую зиму дед Силантий зарабатывал извозом, а весной, как солнышко припекало и начинали журчать ручьи, уезжал обратно в деревню и занимался сельским хозяйством. И так каждый год. Ну чем не вахта?!

В один из хмурых, ненастных дней в конце октября 1917 года (прадед ещё не уехал на заработки) к ним в деревню приходит известие о том, что власть в стране, путём переворота, захватили большевики во главе с Лениным. Вся деревня собралась на сход - видано ли дело, не успели опомниться от одного переворота, а тут второй! Приехавшие называли всех "товарищами", обещали светлое будущее и полный соцпакет для трудового народа. В ходе митинга, когда из толпы стали доноситься крики: " Что это за Ленин такой? Покажите нам Ленина!", плюгавенький мужичок в шинели и матросской бескозырке с трепетом достал из саней большущий портрет нового "вождя", любовно протëр его от сена и водрузил на руки здоровенному Афоне - деревенскому двухметровому парню, которого Бог обделил умом, но силы дал на десятерых. Афанасий держал портрет, словно икону на крестном ходу и блаженно улыбался.

"Председатель". Художник - Баликов Ю. Е. Иллюстрация с сайта in.pinterest.com, обработана автором
"Председатель". Художник - Баликов Ю. Е. Иллюстрация с сайта in.pinterest.com, обработана автором

А мой прадед Силантий, разглядев хорошенько портрет, воскликнул:

"Это плу́т*! Плут! Я его знаю - один раз подвёз, а он, шельмец, не заплатил мне!"

(Плу́т*-обманщик.)

В толпе воцарилась тишина. Деревенские думали о будущем, что-то их ждёт с приходом новой власти? Они ещё не знали о грядущих колхозах и раскулачиваниях, о ссылках и лагерях, о чёрной руке НКВД, которую все будут бояться, как огня... Народу хотелось верить, что всё таки их жизнь изменится к лучшему. Но раз этот "вождь" обманул земляка, "удержал мзду наемника", разве можно ждать от него что-то хорошее? Бабы увели ребятишек в избы, мужики стояли хмурнее тучи. Лишь Афоня крепко держал над головой портрет и продолжал улыбаться. Дурачok, что с него взять..."

Друзья, если Вам понравилась публикация, поддержите автора 👍🏽 и комментарием.

Я хочу пожелать всем Вам здоровья, благополучия и удачных жизненных путей-дорог!

Так и хочется запеть: "Как упоительны в России вечера!.." ❤ Фото автора
Так и хочется запеть: "Как упоительны в России вечера!.." ❤ Фото автора

Оставайтесь с нами "В канале" - впереди много интересных историй и путешествий! 🤗

🚚 Ностальгия по шоферской молодости. Про ЗИЛы, "паука" и незадавшийся калым

🚚 Вахтовики. Как мужичок-водитель хозяина поручил

🚚 Сбежавшая "жена" дальнобойщика. Рассказ