Грузовые автомобили, которые используются для перевозки людей – это совсем не редкость. Во многих странах мира можно встретить такие необычные транспортные средства. Но вот в Исландии, где абсолютно нет никакой автомобильной промышленности, как оказалось, собирают весьма экзотические туристические автобусы, и делаются они на шасси тяжелых грузовиков.
Начнем с того, что в этом островном государстве очень много красивейших мест. Список основных туристических достопримечательностей Исландии включает: долину гейзеров Хаудакалур, национальный парк Тингвеллир, водопад Гульфос, геотермальные поля с кипящими лужами и серными отложениями, знаменитый вулкан Эйяфьядлайёкудль, горячие источники, множество красивых озер, а также ледники, среди которых можно выделить гигантский (920 км2) Лангейокюлль.
Все эти нештяки манят туристов с разных стран мира. Естественно, что туристический бизнес в Исландии очень развит. Доставкой туристов к достопримечательностям занимаются местные небольшие фирмы. И поскольку нормальных дорог с твердым покрытием в Исландии очень мало, то перевозить туристов в основном приходится по бездорожью.
Понятно, что для решения таких транспортных задач необходимы уникальные пассажирские машины, которых мировой автопром вообще не выпускает. Именно, поэтому исландским «туристам» приходится залазить в свои гаражи и становиться кустарными автопроизводителями.
Примером здесь может служить фирма, которая самостоятельно собрала четырехосный автобус, предназначенный для перевозки людей на ледник Лангейокюлль. Эта пассажирская машина больше похожа на «бигфут», чем на классический автобус, и называется она Sleipnir. «Слейпниром» в древней мифологии называли восьминогого коня, на котором ездил скандинавский бог Один.
Как поведал мне Гуннар (один из работников этой фирмы), все началось с покупки в США старой аэродромной пожарной машины E-One Titan 8x8 ARFF. Машина хоть и была выпущена в далеком 1999-м году, но эксплуатировалась по прямому назначению довольно мало. То есть ресурс трансмиссии не был на пределе, а вот цена бэушного грузовика была очень гуманной.
После разбора спецгрузовика, от него оставили только раму, ходовую, 18-литровый двигатель Caterpillar С18 мощностью 850 л. с. и автоматическую коробку передач Allison.
После этого механики под руководством инженера Аствальдура Оскарссона сочинили новую пассажирскую надстройку, рассчитанную на перевозку 48 туристов. Важным моментом стала покупка огромных внедорожных шин низкого давления, которые в основном используются в строительных машинах. Протектор шины имеет развитую структуру грунтозацепов, чтобы создавалось надежное сцепление автобуса со снегом и льдом. Диаметр такой шины составляет 192 см, а ее ширина – 90 см. каждое такое колесико стоит более 5000 USD.
Все шины оснащены автоматической системой подкачки шин, чтобы максимально адаптировать автобус к движению по снежным дорогам. Когда снежный покров (лед) будет жестким, дорога становится относительно скользкой, то здесь желательно снизить давление воздуха, чтобы сформировать большее пятно контакта и тем самым улучшить сцепление.
Благодаря четырехосной конструкции со значительной колесной базой, и большим шинам, этот 15-метровый мега-автобус может преодолевать расщелины шириной до 3 м. Максимальная скорость транспортного средства при движении по леднику составляет 60 км/ч. Средний расход топлива достигает 45 литров на «сотню», хотя здесь никто внимания на этот параметр не обращает. На самом деле, в Исландии обращают внимание на то, чтобы транспортное средство в условиях полярного климата обеспечивало безопасность движения и людей.
Максимальный комфорт для пассажиров
Из-за огромных колес салон Sleipnir находится непривычно высоко. В корпусе инсталлированы большие панорамные окна. Крыша также имеет наклонные окошки. Все это для того, чтобы обеспечить туристам максимальный обзор. Интерьер проработан очень тщательно. В салоне установлены мягкие пассажирские кресла с кожаной обивкой и множеством регулировок. К каждому месту подведен индивидуальный и регулируемый обогрев теплым воздухом. В задней части автобуса есть туалет.
В кормовой части кузова расположено герметичное, термоизолированное холодильное отделение для хранения продуктов к ледовому пикнику. Кроме того, в Sleipnir есть кухонный отсек с грилем в багажном отсеке.
Работа по созданию турбуса Sleipnir заняла около трех лет, и обошлась фирме в 70 миллионов исландских крон (что-то около 540 000 долларов США).
Интересно, что многие глядя на картинки ледникового автобуса смогли рассмотреть декоративный фасад, напоминавший грузовики Volvo. Я тоже об этом подумал, когда увидел первое фото. Но, как объяснил мне Гуннар, шведы к этому проекту никакого отношения не имели. Исландцам просто попался на глаза пластик от фронтальной панели Volvo FMX, и они его приклеили. Получилось красиво, но многих это вводит в заблуждение. Да и надо учитывать, что ширина внедорожного автобуса составляет 3,5 м, а ширина корпуса – 3 м.
Интересно, что при довольно значительной стоимости ледниковой пассажирской машины, стоимость поездки для туристов остаются относительно недорогими: 2-х часовый тур обойдется в 60 евро. При этом становясь пассажиром этого необычного транспортного средства, вы сможете добраться туда, «куда Макар телят не гонял». И при этом будете наслаждаться красивейшими пейзажами, а впечатления, сами знаете, они бесценны.