Эмоциональный интеллект (ЭИ) одинаково эффективно помогает нам и в жизни, и на работе. Ранее мы рассказывали об основных понятиях ЭИ. Для тех, кто еще не успел прочитать нашу статью, повторимся: эмоциональный интеллект включает в себя четыре группы способностей, или ветвей. Одну из них (распознавание эмоций) мы уже успели обсудить. Что же происходит после того, как ЭИ-лидер определил эмоцию и расценил ее как «продуктивную»? Далее он предпринимает следующий шаг – использовать данную эмоцию для достижения своей цели.
Использование эмоций – это способность человека черпать их внутренний ресурс. Благодаря этому мы раскрываем свой потенциал, легко справляемся с трудностями, ускоряем все мыслительные процессы. Поэтому чем чаще и эффективнее используются эмоции, тем больше пользы они приносят нам, причем в равной мере и для жизни, и для бизнеса. И здесь возникает закономерный вопрос: «Пользу для чего?»
1. Для решения задач
Нет плохих и хороших эмоций, но есть эмоции полезные и неполезные. Например, представьте, что ваш партнер опять забыл, что сегодня его очередь выгуливать собаку. Вы очень хотите, чтобы это больше не повторялось. Попробуйте начать серьезный разговор в грусти и в злости (не путать с гневом) и сравните полученные результаты. Поверьте, во втором случае вы добьетесь намного большего. Поэтому при решении задач очень важно обращать внимание на то, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. И не только вы. Например, на работе вам необходимо распределить задачи между членами команды. Конечно, вы в праве действовать по стандартной схеме: Катя – договаривается с партнерами, Таня – продумывает концепцию. Но если эмоции влияют на нашу продуктивность (а это научно доказанный факт), то почему бы при распределении обязанностей ни учесть эмоциональное состояние сотрудников?
2. Для объективного рассмотрения вопроса
Вернемся обратно на нашу планерку. Ваша команда долго работала над продуктом, и теперь пришло время выводить его на рынок. Перед этим вы хотите обсудить конечный результат и стратегию его продвижения. Присмотритесь к своей команде. Дмитрий грустит? Ждите от него точных критических замечаний. Галина находится в приподнятом настроении? Значит, она уже знает, как исправить ошибку или усилить преимущества товара. Так или иначе, вы точно получите объективное представление о готовом продукте. Конечно, вне работы не менее полезно время от времени выслушивать разные точки зрения. Например, на семейном ужине вы объявили, что собираетесь покупать квартиру. Кого-то ваше решение может расстроить, но не спешите обижаться. Вместо этого обратите внимание на замечания этого человека – скорее всего, вы найдете в них долю правды.
3. Для развития эмпатии
Международные исследования доказали, что использование эмоций напрямую влияет на уровень нашей эмпатии – способности чувствовать внутреннее состояние другого человека, сопереживать ему или разделять его радость. В повседневной жизни именно эмпатия помогает нам заводить новые знакомства, поддерживать дружеское общение, выстраивать здоровые отношения со своим партнером. В мире бизнеса эмпатия не менее важна, ведь коммуникабельность сотрудника напрямую влияет на его эффективность. Кроме того, для HR-специалиста эмпатия является главным помощником при регулировании рабочих конфликтов и внутренних жалоб – основных причин потери продуктивности и увольнений. Поэтому развитие у сотрудников способности использовать эмоции – это первостепенная задача любой компании.
Подробнее об эмоциональном интеллекте узнавайте на нашем сайте way2wei.ru