Найти тему

Истоки медитации: буддийская традиция. Виды медитаций.

Оглавление

В прошлых статьях я рассказывал:

1. Что такое медитация с точки зрения психологии и на понятном языке без эзотерики.

2. Откуда пришла медитация в западную психотерапию и методы саморазвития. Какие медитационные упражнения, предшествуют випассане. Ссылка

3. Что такое випассана и зачем она нужна можно прочитать здесь

Перед вам завершающая статья цикла, посвященного раскрытию понятия "медитация". Из этой статьи вы узнаете какие виды медитационных упражнений бывают в буддийской традиции и в майндфулнесс направлении. Кроме того, вы познакомитесь с тем, как объясняют медитацию современные буддийские учителя. Так у вас сформируется ясное понимание того, что же такое медитация и зачем она нужна. И конечно вы сможете увидеть, что не всё, что называется "медитацией" сейчас, является ей в традиционном понимании.

Подходы к работе с психикой в буддийской традиции

Существует несколько подходов к преобразованию психики, которые используют разные направления буддизма.

Первый – это путь устранения. Когда мы устраняем неблагоприятные состояния, и взамен их взращиваем в саду своего ума благоприятные состояния. Например, мы уменьшаем степень присутствия в нашей психике состояний раздражения, ненависти или неприязни к кому-либо. Одновременно с этим, мы культивируем в сознании сорадование, любящую доброту, самосострадание и другие антиподы негативных состояний. Это путь определенных традиций опять школ Махаяны и Тхеравады.

Кроме того, есть методы буддийской тантры – это путь трансформации. Здесь мы превращаем заблуждение в мудрость. Например, мы используем энергию гнева для того, чтобы развить свое осознавание. Так гнев превращается в энергию пробуждения. Это путь буддийской тантры и индуистской тоже.

Виды медитаций

Далее мы приведем систематизацию медитативных техник, которую дают Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон в своей книге "Измененные черты характера". Возможно она покажется вам интересной и пригодится.

Они разделяют практику на несколько этапов или видов медитационных упражнений:

Первый этап - это практика внимательности, практика осознанности широкого пути. Когда медитирующий видит, какие мысли и чувства приходят в его опыт. То есть он видит, что есть такая-то мысль, такое-то чувство и начинает осознавать содержание своего сознания.

Далее мы переходим к випассане и мета-осознаванию процессов ума, вместо его изменчивого содержания. То есть мы видим не только мысли и чувства, которые приходят на ум, но и общее психическое состояние. Мы видим в более высоком разрешении, как это все взаимодействует, как это все меняется, какие условия это все создают и это уже випассана.

Такие техники, как Дзогчен, Махамудра, Сикантадза я бы отнес к этому разделу и не выделял бы в отдельный, как это сделано у вышеупомянутых исследователей. Они также на ранних стадиях включают оба этих вида медитации и другие виды, например предварительные практики (гуру-йога, аналитические медитации), но заканчиваются состоянием недвойственности. Это пребывание на более тонком уровне мета-осознавания, сознавания сознания, природы ума, когда нет разделения на субъект и объект, меня и мир. Когда я понимаю и вижу природу сознания, и вижу природу ума, и вижу весь окружающий мир как то, что обладает той же самой природой. Это говоря очень упрощенно.

Не только в Дзогчен или Махамудре возможно переживание недвойственного состояния. При практике випассаны это тоже возможно. Я бы не стал бы так четко делить эти уровни. Да, действительно, есть практика внимательности для новичков, випассана – это более глубокий уровень в практике прозрения. И недвойственное состояние, ощущение тождества, единства с бытием как таковым – это уже такие наивысшие плоды в практике.

Но для комфортного пребывания в "сансаре" вполне достаточно даже первого раздела и некого опыта прозрения випассаны. Практики mindfulness чаще работают с этой задачей. И в психотерапии, и в психологии, и большинство людей ставят перед собой именно прагматические цели: уменьшение психологических страданий, рост внутреннего благополучия.

Дэниел Гоулман, Ричард Дэвидсон сделали такую типологию техник медитации:

1. связанные с вниманием, с осознанностью. Медитации этих видов направлены на учебные, тренировочные аспекты внимания. Концентрация, например, сосредоточение на дыхании, внимательное наблюдение переживаний, мантра может также относиться к этому или мета-осознавание в открытом присутствии, когда мы просто мы пребываем, присутствуем в настоящем моменте. Это как безвыборочное сознавание, мы называем эту технику "чистая осознанность" – когда нашим предметом является весь поток сознания, ни на чем не задерживаясь, мы осознаем саму осознанность, само качество этого осознавания.

2. Далее техники конструктивные. То, что мы говорили, в системной практике – техники, направленные на развитие положительных состояний ума. Для этих методов характерно развитие таких качеств, как любящая доброта, сорадование, сострадание и так далее. Эти техники создают и поддерживают положительное состояние ума. В mindfulness-техниках эти медитации есть.

3. Деконструктивные. Как и практика прозрения, эти методы используют самонаблюдение, чтобы постичь природу переживаний. И они включают в себя недвойственные подходы, переходящие в состояние, в котором обычное познание, интеллектуальная деятельность не является доминирующей. Это техники Махамудры, Дзогчен, также Сикантадза, чистая осознанность, различные виды випассаны, они являются деконструктивными. Это уже глубокий уровень перехода к нестандартному, небазовому восприятию реальности, которое дано человеку в его опыте повседневном.

Что бы ни представляли собой особенности разных медитативных традиций, они все разделяют общую цель – это измененные черты человека. И измененные черты, мы уже говорили, - это новая характеристика, возникающая из практики медитации, которая сохраняется вне медитации.

Как буддийские учителя объясняют, что такое медитация

Теперь я бы хотел привести вам несколько определений из разных буддийских источников, чтобы вы видели, как разные буддийские учителя понимают медитацию.

Начнем с Далай-ламы. Он в предисловии к одной книге, посвященной медитации, дал такое определение:

"Медитация – это инструмент или метод, позволяющий формировать или трансформировать сознание" (то, о чем мы говорили ранее).

Определение другого буддийского учителя традиции Махамудры:

"Медитация или созерцание, созерцательная практика. Так можно называть медитативные техники, тоже очень красивое и отражающее суть явления слово. На тибетском медитация звучит как "гом", что значит, знакомиться с чем-то, и указывает на упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в личный опыт то, что уже понято интеллектуально. Медитация – это пребывание без усилий в том, что есть".

Обратите внимание на слово "созерцание", оно похоже на слово "зерцало" или "зеркало". Когда мы созерцаем, мы видим нечто таким, какое оно есть, и пребываем в этом, не привнося ничего другого. Без усилий, в том, что есть. Мы отражаем. Зеркало спокойно просто отражает, явления возникают. Перед ним проплывают облака, пролетают птицы, проходят люди, а зеркало просто отражает, в чистом виде отражает все, что происходит.

Матье Рикар – это буддийский монах тибетской традиции и ученый дает такое определение:

"Медитация – это практика, позволяющая поддерживать и развивать некоторые фундаментальные человеческие качества, точно так же, как другие формы обучения позволяют нам учиться читать, играть на музыкальных инструментах или обретать любые другие навыки, тренировка ума". Этимологически санскритские слова и тибетские слова, переводимые, как медитация, это соответственно "бхавана" – взращивать, развивать, и "гом" –сближать, остановиться знакомым.

И Матье Рикар пишет, что речь идет о том, чтобы приблизиться к ясному и четкому видению событий, а также выработать определенные качества, которые прибывают в нас в латентном, дремлющем состоянии.

"Выработать определенные качества" - это создать необходиыме навыки (шаматха), то есть подготовить ум, как инструмент для того, чтобы приблизиться к ясному и четкому видению – випассане.

Хенепола Гунаратана, буддийский монах и учитель в традиции тхеравада, дает такое определение именно техники випассаны:

"Випассана – это форма тренировки ума, которая научит вас совершенно по-новому переживать все происходящее в мире. Вы впервые узнаете, что действительно происходит с вами, вокруг и внутри вас. Это процесс самопознания, исследования себя, в котором вы наблюдаете собственные переживания по мере их возникновения и сами принимаете в этом участие".

Очень похоже на процессы в психотерапии, правда?

" В медитации випассаны мы развиваем это особое видение жизни, мы учимся видеть реальность точно такой, какая она есть. Мы называем этот особый вид способа восприятия внимательностью или осознанностью".

Аджан Чаа – еще один учитель традиции Тхеравада, той же традиции, из которой Хенепола Гунаратана, говорит о том, что:

"Медитация касается ума и чувств. Это не есть что-то такое, зачем следовало бы бежать, за что нужно было бы бороться. Дыхание течет, природа следит за естественными процессами, все, что нужно делать, это стараться быть осознанным, обратить взор внутрь себя, чтобы все четко увидеть. Медитация такова."

Определение медитации Дзен из работы Сонрю Судзуки "Сознание Дзен, сознание начинающего". Сюнрю Судзуки - это такой известный на западе дзен-буддийский учитель.

"Практика Дзен – это непосредственное проявление нашей подлинной природы. В позе дзадзен, позе медитации, сознание и тело обладают замечательной способностью принимать вещи такими, какие они есть, приятные они или неприятные.

Йонге Мингьюр Ринпоче (снова буддийская традиция) пишет:

"Все, что вы переживаете, когда ваше внимание просто обращено на то, что происходит в вашем уме в любой момент, и есть медитация. Просто пребывать таким образом и есть переживание естественного ума. Медитация – это не погружение в блаженство, отсутствие или ясность, как говорили мне многие люди, которых я встречал во время моих путешествий по миру, представление о медитации, что это просто закрыть глаза и погрузиться в блаженство".

В своей работе по обучению практикам осознанности и медитации я постоянно встречаюсь с таким заблуждением по поводу медитации. С ним иногда приходится долго работать, так как оно сидит где-то глубоко в наших представлениях.

"На самом деле медитация – это довольно простое упражнение по пребыванию в естественном состоянии своего теперешнего ума или ума настоящего момента, в котором мы позволяем себе просто и ясно присутствовать в любых возникающих мыслях, ощущениях или эмоциях".

Далее я хотел бы привести вам раскрытие понятия "медитация", которое дает Джек Корнфилд – психолог, популяризатор практики медитации также на западе, учитель. У него есть прекрасная книга "Путь с сердцем". И еще у него есть очень интересная работа для тех, кто хочет глубже изучить подход випассаны с точки зрения разных учителей Тхеравады – книга "Соверменные буддийские мастера". В ней собраны фрагменты учений множества разных учителей, которые объясняют, что такое путь випассаны, путь прозрения.

Джек Корнфилд говорит нам:

"Медитация – это практика ясности и бдительности, освобождение от обусловленных реакций на непрерывный поток событий и психических процессов. Буддийская медитация ведет к четкому восприятию трех явлений: непостоянство, страдание и отсутствие прочного я. (буддийская медитация традиции Тхеравады и Махаяны) По мере того, как ум становится сосредоточенным и наблюдательным, практикующий постигает непрерывные изменения всех явлений физической и психической сферы. Абсолютно все, что мы знаем, видим, слышим, чувствуем, думаем, обоняем, вкушаем, познание всех этих фактов изменяется от мгновения к мгновению. Аничча – непостоянство. И когда этот постоянный поток виден с большей полнотой, любая вовлеченность или привязанность становится явно нежелательной, причиной страдания.

То есть цепляние, не умение адаптироваться к изменчивости.

Практикующий видит, что все события ума и тела являют собой пустой процесс, который идет сам собой, природный процесс. Это природное явление, как облако, дождь. Он видит, что за этим процессом нет никого, нет я, нет осознающего, есть осознавание. Хотя такой процесс обладает порядком, следует закону причинно-следственных связей или закону причины и следствия, в нас нет ничего, в чем можно увидеть некоторое постоянство, устойчивое я. Имеет место просто упорядоченное развертывание ума и материи, возникающее, гибнущее от мгновения к мгновению. Когда мы ясно видим этот факт и глубоко его чувствуем, постигая истинную пустоту я, это переживание оказывается чрезвычайно освобождающим. Ум становится отрешенным, чистым и блистающим. Именно иллюзия постоянства, счастья, в особенности существования я, привязывают нас к миру двойственности, отделяют друг от друга и от подлинного потока природы.

То есть, когда есть я и мир, я отделен от мира. Когда ощущение, вот это жесткое ощущение я исчезает, я един с миром, я един с бытием.

"Глубокое восприятие пустоты всех обусловленных явлений подрезает наше желание обладать чем-то, держаться за какой-то объект или душевное состояние, как за источник длительного счастья. Нет смысла за это держаться, как за источник длительного счастья, в этом нет длительного счастья, это иллюзия. Конечное счастье приходит из этой непривязанности, из этого равновесия, здесь свобода от тех страданий, здесь мир".

Немного о буддийском счастье

Прочитав такие определения, можно испугаться: а что если у меня не останется желаний, что мне делать, куда мне стремиться. В психологии есть два вида счастья. Первое - гедонистическое, которое нам только обещает что-то. Мы все время стремимся, постоянно достигаем и только прибежали, нам уже нужно куда-то дальше. А есть счастье настоящего момента. Когда мы удовлетворены. Есть счастье, когда мы были голодны и поели. То есть мы испытывали страдания, мы насытили его, и мы снова голодны. И есть счастье, когда мы сыты, когда мы удовлетворены. Дофаминовое счастье и счастье окситоциновое. Счастье гормона "предвкушения, обещания" и счастье гормона "здесь и сейчас".

Буддийская философия учит человека счастью "здесь и сейчас". Потому что дофаминовое счастье, оно хотя и необходимо нам с прагматической точки зрения, чтобы стремиться к чему-то, добиваться, но делать на него акцент, означает проживать жизнь в состоянии постоянной неудовлетворенности.

В психологии такой вид счастья называется "гедоническая беговая дорожка", когда мы бежим все время к этому счастью, но не прибегаем. Мы все время бежим, все время вот там, в этом предвкушении.

А есть другой вид счастья - "чувство субъективного благополучия", когда в результате работы внутренних факторов, человек чувствует, что он живет ту жизнь, которую он хотел бы прожить. Да, в жизни всегда будет что-то происходить – приятное, неприятное – но это чувство остается. Чувство субъективного благополучия - это про жизнь согласно ценностям, жизнь со смыслом и про наши отношения с собой и миром, а не про ситуативные эмоции. Ситуативные эмоции, изменчивые состояния ума не изменяют этого фундамента. Буддизм учит об этом и современная психология тоже.

И еще одно определение медитации, чтобы закрепить понимание

В завершение мы приведем определение медитации Тханиссаро Бхикку – тоже тхеравадинского учителя. Я бы хотел, чтобы вы с разных сторон увидели это, чтобы у вас возникло понимание сущности подхода mindfulness, осознанности и медитации осознанности. Я бы хотел, чтобы вы могли глубокой понять это, чтобы осознавали это на интуитивном уровне, и могли реализовать в практике.

Тханиссаро Бхикку:

"Медитация – это тренировка ума, помогающая развить в нем силы и умения, необходимые для решения его проблем. Как для различных заболеваний тела существует множество разных лекарств, так и для различных проблем ума существует множество различных видов медитации. Боль исходит от неумелых попыток ума найти счастье. С помощью медитации можно выяснить причины, по которым ум так себя ведет, и, выяснив, устранить их. Устраняя причины неумелого поведения, вы открываете для себя возможность подлинного счастья, счастья, в котором можно быть уверенным, счастья, которое никогда не изменится, не подведет вас. Метод, описанный здесь, приводит ум в состояние уравновешенного благополучия, что, в свою очередь, позволяет ему достичь уравновешенного понимания его собственной работы. Благодаря этому он может видеть, что же в его в работе создаёт стресс и страдания, и в итоге от этого освобождаться".

Думаю, на этом достаточно определений медитации из буддийской традиции.

Если резюмировать их, то мы увидим, что медитация – это тренировка ума, трансформация сознания, развитие определенных качеств и постижение природы работы ума и реальности, природы сознания и реальности.

Суть подхода осознанности, несмотря на то, что он произошел от буддийской традиции, она не буддийская. Это универсальная суть, как для востока, так и для запада - Познай себя, ищи внутри. Еще Сократ говорил: "Я до сих пор не могу познать себя, и мне кажется нелепым исследовать прочие предметы, пока я этого не понял".

Поэтому цель подхода майндфулнесс, подхода осознанности и конечно же медитации осознанности, в том устойчивом внутреннем благополучии, подлинном счастье, которое мы ищем все в глубине души, а также в жизни в гармонии с собой и миром.

Если эта статья была полезна для вас, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Философия Атмана". Буду делиться с вами лучшими рецептами философии и психотерапии для хорошей жизни и внутреннего благополучия.