ТРАНС – это изменённое состояние сознания, при этом очень нам всем знакомое.
Например, когда мы слушаем скучную лекцию. Или когда пытаемся читать неинтересную книгу и вдруг осознаем, что мыслями мы уже витаем где-то далеко-далеко. Или же когда мы едем-едем в транспорте и погружаемся в свои мысли – и вот мы находимся где-то в своих образах и воспоминаниях.
Учёные установили, что мозг погружается в состояние транса несколько раз в час. Зачем? Мы пока точно не знаем. Однако есть достаточное основание предполагать, что это состояние необходимо для правильной, то есть здоровой работы головного мозга и всего тела. Ведь природа – умный и экономный строитель. Предполагается, что транс необходим для выстраивания, проверки и укрепления ассоциативных связей, для обзора внутренних систем организма и их ремонта. То есть это состояние не только знакомое нам всем, но и естественное, а главное – очень и очень полезное!
Основатель современного гипноза Милтон Эриксон говорил, что транс сам по себе уже несёт исцеляющую силу.
Эти состояния напоминают такие, которые мы достигаем в процессе медитации и в глубоких, искренних молитвах.
Как говорят современные специалисты в этой области, различий в этих состояниях нет.
А если даже и поискать, то различия эти будут только лишь культурологические, что подтверждают и исследования при помощи современной аппаратуры
головного мозга.
А что же такое, собственно, сам гипноз?
ГИПНОЗ – это способ наведения транса другим человеком.
А вот способы наведения гипноза могут быть разными.
Но при этом важно понимать, что состояние транса наводит человек сам на себя. И также сам человек определяет, войдёт ли он в транс или нет, и какова будет глубина транса.
И кстати, глубина транса для современного гипноза не является существенной, поскольку терапевтическое воздействие будет оказано на любом уровне транса.
То же самое касается и самих действий в трансе.
Человек НИКОГДА не сделает в трансе то, что он не сделал бы наяву! То есть система ценностей и моральных установок человека всегда отслеживает, что говорит терапевт и что он предполагает клиенту. Иное просто невозможно.
Опять же эти заявления не голословны, а опираются на многолетние исследования военных специалистов, пытавшихся поставить гипноз себе на службу. И тут их ждало глубокое разочарование, ведь для подчинения человека воле другого человека нужно его либо обхитрить, либо заставить, либо, если хочется уж чего-то совсем уж гаденького, сломать предварительно существующую систему ценностей индивида. И гипноз уже тут не при чём. Для этого используются совершенно другие технологии, достаточно затратные во многих отношениях.
А как же быть с теми фокусами, которые показывают традиционные гипнотизёры?
Например, когда мы видим, что человек на сцене может делать какие-то совсем уж нелепые вещи?
Ответ на этот вопрос лежит прямо на поверхности. Человек уже внутренне ГОТОВ это всё сделать и без гипноза. И в таком случае состояние транса является как бы извиняющим, то есть оправдывающим фактором. И не более того.
То же самое происходит и с, так называемым, «цыганским гипнозом». Ему поддаются люди со слабой волей, готовые отдать кошелёк ЛЮБОМУ мошеннику. Гипноз служит лишь оправданием своему слабоволию и своей невнимательности.
Эриксоновский же гипноз строится на сотрудничестве, на взаимном принятии и уважении. Внушения осуществляются косвенно и в сотрудничестве. Поэтому часто такой вид гипноза называют недирективным.
Доктор Милтон Эриксон разработал подлинно уникальный подход в психотерапии, который выражается в сотрудничестве между врачом и клиентом во время сеанса и в гибкости поведения гипнотизёра. При этом путь к трансу всегда индивидуален, основан на творческом самопроявлении врача и клиента. Другими словами, транс возникает в результате межличностного взаимодействия на уровне бессознательного врача и клиента. И основан на сотрудничестве, утилизации и гибкости (из трудов В.Г.Евтушенко).
Милтон Эриксон ввёл новые понятия о том, что такое гипноз.
Любой гипноз – это прежде всего самогипноз.
Гипноз – это то, что клиент делает сам с собой для себя.
Когда клиент заявляет: «Вы не сможете меня загипнотизировать", то он прав! Он сам – это единственный человек, который может погрузить себя самого в транс. А терапевт – это тот, кто облегчает ему этот процесс. Терапевт – лишь его гид и проводник. Именно поэтому специалисту, работающему в таком ключе, совершенно не важно, «гипнабельный» человек или нет. Эти определения лишены смысла в том плане, что, если человек хочет войти в транс, то он войдёт. А терапевт ему в этом просто поможет, облегчив задачу и ускорив процесс. Если же нет, то, значит, пока что это клиенту не нужно.
Есть и ещё одно отличие.
Если в традиционном гипнозе, гипнотизёр стремится «выключить» сознание клиента, а с подсознанием обращается как будто с маленьким ребёнком, то в эриксоновском гипнозе, бессознательное выступает как мудрый и очень глубокий источник ресурсов и знаний. Именно оттуда клиент черпает вдохновение для изменений своей новой жизни.
Следует отметить, что в эриксоновском гипнозе клиент отлично воспринимает всё, что вокруг происходит, – даже с закрытыми глазами (открыты глаза или закрыты, как раз и не важно).
Сознание и осознанность вполне в этом процессе присутствуют. Меняется только, скажем так, угол обзора или фокус внимания. Поэтому многие специалисты, стремясь отделиться от коллег, работающих в традиционном ключе, к собственно эриксоновскому гипнозу не применяют слово «гипноз», считая использование данного термина пережитком старого воззрения на весь этот процесс.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ эриксоновского гипноза очень разнообразны:
~ и работа по облегчению и даже лечению разнообразных заболеваний,
~ и анализ психологических проблем и их коррекция,
~ искоренение вредных привычек и зависимостей;
~ работа по изменению характера.
Потенциал этого вида гипноза в решении запросов по глубинной трансформации в психотерапии сложно переоценить.
Ещё на эту тему:
_____
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтоб не пропустить выход следующих статей!