Найти в Дзене
Размышляхи

Техники эриксоновского гипноза

Главная идея эриксоновского гипноза заключается в том, что одними словами нужного уровня взаимопонимания и доверия не установить, если вы не вошли с собеседником в резонанс, если между вами не установилась достаточная эмоциональная связь, то есть эмпатическое сопереживание (то, что психологи называют термином «раппорт»). Ну а если же раппорт установлен, то и контакт тоже возможен.  ...Показать легче, чем объяснить...  Милтон Эриксон говорил: «Гипноз – это передача образов».  Именно образов, а не слов и не текстов.  То есть речь идёт о передаче образов как будто бы картинок – как в мультике или в книжке с иллюстрациями.  Как это работает?  Вместо того, чтобы говорить человеку, как ты его любишь и понимаешь, покажи ему это доступными для него способами...  А как это показать?  Об этом сейчас и пойдёт речь. Представим такую картину: человеку очень и очень плохо на душе, а к нему подходит этакий «весельчак» и задорно говорит: «Ну чего сидим, чего сопли жуём и на кулак наматываем?» 

Главная идея эриксоновского гипноза заключается в том, что одними словами нужного уровня взаимопонимания и доверия не установить, если вы не вошли с собеседником в резонанс, если между вами не установилась достаточная эмоциональная связь, то есть эмпатическое сопереживание (то, что психологи называют термином «раппорт»).

Ну а если же раппорт установлен, то и контакт тоже возможен. 

...Показать легче, чем объяснить... 

Милтон Эриксон говорил: «Гипноз – это передача образов». 

Именно образов, а не слов и не текстов. 

То есть речь идёт о передаче образов как будто бы картинок – как в мультике или в книжке с иллюстрациями. 

Как это работает? 

Вместо того, чтобы говорить человеку, как ты его любишь и понимаешь, покажи ему это доступными для него способами... 

А как это показать? 

Об этом сейчас и пойдёт речь.

Представим такую картину: человеку очень и очень плохо на душе, а к нему подходит этакий «весельчак» и задорно говорит: «Ну чего сидим, чего сопли жуём и на кулак наматываем?» 

Станет ли от таких слов человеку легче и лучше? 

Конечно же, нет, – он только разозлится или даже уйдёт в ещё более глубокий ступор. 

Но ошибку в эриксоновском гипнозе, совершают также и те, кто бережно подсаживается к печалящемуся человеку и начинает "жевать сопли" вместе с ним. 

Ошибка именно в том, что на этом сочувствующий считает свою миссию выполненной. В принципе, для краткосрочной ургентной терапии (психологическая помощь в кризисных состояниях) этого бывает как раз и достаточно, потому что в такой ситуации именно поддержка и присутствие и нужны в момент проживания острого кризиса. 

Но в случае терапии при помощи эриксоновского гипноза ситуация несколько иная. 

Что же делать тогда? 

В этом случае в качестве иллюстрации хорошо подходит образ тонущего человека и его спасателя. Какова будет польза, если спасатель, присоединившись к тонущему, пойдёт ко дну вместе с ним? Очевидно, что никакой. Поэтому прыгнули за тонущим человеком – ну так тяните же его на берег! Помогите ему выплыть! 

Методика спасения утопающих в эриксоновском гипнозе называется термином «присоединение» или «ведение» (от слова "вести"). 

Существует три основных невербальных (не использующих речь) и вербальных (речевых) методов ПРИСОЕДИНЕНИЯ к собеседнику. 

Первый способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе – копирование («отзеркаливание») позы собеседника.

Мы знаем типичные позы, которые красноречиво говорят о замкнутости собеседника – это сложенные на груди руки, перекрещенные ноги... Но как мы привычно на это реагируем? Опаской, отстранением и ответной замкнутостью. Но всё же если мы хотим раскрепостить человека, то нужно действовать в том направлении, чтобы помочь ему раскрыться. Итак, увидев замкнутую позу, мы копируем эту замкнутую позу ("присоединение"). А через пару минут «размыкаем» себя – и собеседник «размыкается» вслед за нами ("ведение"). Вот так довольно просто.

Второй способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе – 

копирование ритма дыхания собеседника. 

Этот способ отлично работает тогда, когда нужно успокоить человека, или совсем наоборот.

Мы сперва присоединяем своё дыхание к ритму частого дыхания собеседника (этап "присоединения"). Затем начинаем дышать всё более и более равномерно – и собеседник копирует нас, начиная дышать так же равномерно.

Единственно, чего не рекомендуют делать психиатры, это копировать нарушенное, больное дыхание – это вредно для вас самих. В этих случаях специалисты качают пальцем или ногой в ритм чужого дыхания. Но любителям экспериментировать всё же не стоит.

Третий способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе –

копирование жестов («микродвижений») собеседника. Дёргаем уши, щиплем себя за нос, трём подбородок – всё то, что делает ваш собеседник. 

Но важно помнить, что чувство меры и вкуса не должно вас покидать никогда! Иначе собеседник подумает, что вы его передразниваете. А ещё он может подумать, что вы только вчера узнали о том, что такое эриксоновский гипноз и бросились на нём экспериментировать.

ВЕРБАЛЬНОЕ (словесное) присоединение до смешного просто. 

Для начала вкратце отметим, что эриксоновская теория делит всех людей на три типа (визуалы, аудиалы и кинестетики), – и отсюда вытекают способы, которыми эти три типа людей выражают свои мысли. 

1. Итак, первая техника вербального присоединения в эриксоновском гипнозе.

В поэзии эта техника вербального присоединения находит своё выражение в самом красивом жанре, который называется «венок сонетов». В чём её суть?

Автор пишет первый сонет. А затем пишется второй сонет. И они взаимосвязаны: последняя строчка первого сонета является первой строчкой следующего за ним сонета. А самый-самый последний сонет данного цикла имеет своей последней строчкой – первую строчку первого сонета. Венок завершён. 

Вот и вы подхватывайте последнюю фразу собеседника, делая её своей первой фразой.

2. Вторая техника вербального присоединения в эриксоновском гипнозе.

Используйте в своей речи все необычные слова и речевые обороты, которыми ваш собеседник украшает свою речь. Но внимание: без всякой издёвки и иронии! Если же вы не можете серьёзно повторить за собеседником его слово или фразу, то и вовсе не надо. А если вам неизвестно значение употребляемого слова, то не вздумайте даже повторять его, а лучше спросите, что оно означает. Ваш интерес к собеседнику должен звучать естественно и выражать искренние ваши чувства. 

А звучать это может примерно вот так:

– Это ты мою булочку проглотила? (гневный собеседник)

– Ой, я не только твою булочку проглотила, но и шоколадку твою тоже проглотила. Такая голодная, была, а в магазин бежать сил не было. (вы шутливо)

– Да? Ну ладно, ну и на здоровье (уже оттаявший собеседник)

Самый же элементарный способ техники вербального присоединения сформулирован Милтоном Эриксоном кратко и исчерпывающе: «Если Вы хотите, чтобы человек рассказал Вам о своём брате..., то расскажите ему о своём!»

Таким вот образом, в эриксоновском гипнозе мы устанавливаем эмоциональное взаимодействие с собеседником и ведём его за собой на спасительный твёрдый берег спокойствия и умиротворения. 

Ещё на эту тему:

_____

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить выпуск следующих моих статей!