Иномарки сегодня – это важнейшая составная часть российского автопарка. Учитывая факт, что сегодня порядка 85% продаж составляют автомобили, произведенные на территории РФ, а локальные заводы по выпуску иномарок работают на полную мощность, несложно представить, что уже через несколько лет именно эти иномарки начнут доминировать в отечественном парке.
Сегодня в России, как говорит ведомственная статистика (регистрации в госорганах) насчитывается более 13 млн автомобилей отечественной марки Lada. Понятно, что среди них есть те, кто и выезжает из гаража, но статистика вещь упрямая и нам только остается анализировать цифры.
Среди этого огромного «племени» отечественных автомобилей с ладьей на радиаторе только три модели-миллионера. То есть моделей, чей парк составляет более 1 000 000 автомобилей. Два из них классического семейства, это заднеприводные Lada 2107 и Lada 2105. «Советских мерседесов», как ранее называли вазовскую «семерку» из-за хромированного радиатора, насчитывается 1 579 тыс.штук.
Пока позиции этого автомобиля выглядят недосягаемыми. Это мы отразили на диаграмме. Но, как известно, ничего вечного в этой жизни не бывает. И мы посмотрим на модели-иномарки, которые не просто будут подтачивать позиции, а и вытеснять отечественные авто из списка распространенных в России.
Титул самой распространенной иномарки в РФ принадлежит KIA Rio.
При этом у этой корейской модели высокий годовой прирост, который обеспечивается ее выпуском на конвейере завода «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге. Четыре года KIA Rio является лидером по продажам среди иномарок. Но вот что интересно, в отечественном парке есть и предыдущие поколения автомобиля, которые импортировались из-за рубежа, но их количество невелико. Что касается перспектив модели, то в где-то в конце текущего года этот автомобиль первым среди иномарок преодолеет символический рубеж в один миллион единиц.
Понятно, чтобы стать лидером автопарка в стране, KIA Rio должна покорить три ступеньки, оттесняя постепенно следующие модели в отечественном парке легковушек - Lada Niva, Lada 2105 и Lada 2107. Но если две последние модели будут уходить из-за физического износа, то с Lada Niva, которая до сих пор на конвейере в виде Niva Travel и Niva Legend (статистика засчитывает их как Lada Niva) придется не на шутку бороться. Сколько уйдет лет на это? Ответим, KIA Rio не ранее 2025 года станет лидером. Удивленный читатель скажет, а как же наш бестселлер Lada Granta? А в этом случае мы сталкиваемся с особенностями статучета. Дело в том, что модель Granta учитывается в трех ипостасях. То есть ее парк дробят на три модели - Lada Granta 2190, Granta 2191 и Granta 2194.
Но вернемся к иномаркам. Вторая по численности иномарка российского парка Hyundai Solaris, которых насчитывается 856,3 тыс. ед. Этот автомобиль раньше встал на конвейер, нежели KIA Rio. Первые «солярисы», произведенные в России, появились в самом конце 2010 года. В автопарке Российской Федерации числятся только автомобили, произведенные на территории страны. Впрочем, до миллионной отметки данной модели осталось еще минимум два-три года.
Третье место в российском автопарке, как ни странно, принадлежит модели Ford Focus — 786,1 тыс. ед. Это автомобили первого, второго и третьего поколений, которые выпускались на заводе под Санкт-Петербургом, который сегодня закрыт после ухода американской компании из РФ в 2019 г. Их число с прошлого года оставалось стабильным, но тренд на уменьшение не заставит себя долго ждать: физическое выбытие и износ сделают свое дело.
На 30 тыс. штук увеличился парк такой иномарки как Renault Logan, число регистраций которой составило 743,8 тыс. Пока объемы продаж этой некогда популярной иномарки существенно ниже, чем у корейской парочки KIA Rio/Hyundai Solaris. Поэтому разрыв между ними увеличивается. Примечательно, что французский автомобиль пока по количеству в российском автопарке обгоняет седан Lada Granta 2190 (735,8 тыс. ед.).
И замыкает первую пятерку иномарок российского парка японская модель Toyota Corolla (675,2 тыс. авто). Рост количества в парке РФ этого самого популярного в мире автомобиля приостановился по двум причинам. Высокая численность в российском парке этого автомобиля и его высокое место в первой пятерке иномарок обусловлены ввозом в прошлые годы праворульных автомобилей из Японии. Сегодня доставка по этому каналу существенно снизилась, хотя и не перекрыта окончательно. Но этот фактор будет оказывать сильное влияние на замедление роста этой модели в автопарке России.
Среди иномарок с наибольшей численностью в автопарке Российской Федерации вошла и практически отечественная модель Chevrolet Niva (чуть более 647,9 тыс. ед.). Примечательно, но вот какой парадокс. Получается, что это самый распространенный кроссовер в России засчитывается как иномарка. Не больше ни меньше. В течение ближайших лет количество этой модели Chevrolet начнет снижаться, поскольку статистика начнет зачислять автомобили Lada Niva Legend и Lada Niva Travel в общий зачет автомобилей Lada Niva.
И в заключение назовем еще две модели-иномарки. Одна из них перевалила символическую отметку в 500 тыс. ед. Таким полумиллионником стал Volkswagen Polo (580 тыс.). Подавляющая часть российского парка этой модели произведена на конвейере завода Volkswagen Group в Калуге. И наконец, бизнес-седан Toyota Camry (477,7 тыс. ед.).