Добрый день, уважаемые читатели!
Я всегда считал и считаю себя достаточно любознательным человеком, поэтому, по-возможности, стараюсь читать научную периодику и смотреть документалистику. Как Вы могли заметить по ранее опубликованным мной статьям, в целом я ратую за улучшение экоклимата и соблюдение правил дорожного движения.
И вот недавно в информпространстве всплыла идея о тотальном отказе от шипованной резины, т.к. её использование оказывает деструктивное влияние на дорожное полотно и ухудшает экологию региона. В данной статье я хотел бы высказать свою точку зрения относительно этого вопроса.
О связи зимних шипованных шин с деструкцией дорожного полотна
Лично я предпочитаю использовать зимнюю резину Nokian Tyres, хотя к Nokian Nordman 7 у меня и возникли претензии – по истечении четырёх лет эксплуатации на резине появились трещины. Я до сих пор так и не написал в представительство Нокиан претензию по данному поводу, но мнение большинства читателей – это заводской дефект. Тем не менее, у меня никогда не возникало сомнений при выборе между шипованной и фрикционной резиной. В моём регионе – только шипы. Ибо в условиях гололёда или снега, спресованного в лёд – альтернативы шипам нет.
Согласно данным статьи [1], в состав композиции шипа входит карбид фольфрама (другое название – монокарбид вольфрама) с примесью карбида ниобия и титана. Карбид фольфрама имеет 9 единиц по шкале Мооса [2], если это Вас не впечатлило, то могу добавить, что именно из карбида фольфрама делают буровые долота, которые используются в процессе бурения скважин.
А из чего состоит асфальтовое покрытие? Оно состоит из щебня или гравия, песка, минерального порошка и битума [3]. В качестве щебня используются гранитный, доломитовый или базальтовый [4]. Причём наиболее часто при производстве асфальтобетона используется именно гранитный щебень. Твёрдость гранита по шкале Мооса составляет от 6,5 до 7 единиц [5]. Что будет, если мы будем проводить более твердым материалом по менее твёрдому? На менее твёрдом образуется деструкция (царапина). Поэтому сам факт того, что зимние шипованные шины способствуют деструкции дорожного полотна не должен оспариваться – это действительно так.
В статье [6, С.177] указывается, что на 1 миллион проездов автомобилей, оборудованных зимней шипованной резиной, износ дорожного покрытия составляет 2,5 – 4 миллиметра. На примере Томска могу сказать, что колейность наблюдается даже там, где нет траффика грузовиков, на которые обычно пытаются писать причины появления колеи. Ранее уже показывал проспект Ленина, главную улицу города, могу показать еще раз – колейность отчётлива видна. Правда сейчас этот участок улицы находится на капитальном ремонте.
Влияние зимних шипованных шин на ухудшение экологической обстановки
Что происходит, когда мы ножовкой по металлу пытаемся отпилить, например, металлический пруток? В воздухе возникает взвесь из мельчайших металлических опилок. Что должно происходить, когда шипованная резина катится по асфальту? В воздух поднимается взвесь не только из продуктов деструкции самого асфальта, но и продуктов деструкции шин. Таким образом, воздух наполняется продуктами износа каучука, битума и т.п. Это однозначно вредно. Экспериментально установлено [6, С.183], что «за счёт износа дорожного покрытия генерируется выброс пыли почти в 2 раза больше предельно допустимых значений», причем пик концентрации выбросов наблюдается на скоростях свыше 70 км/ч.
Предложения экологов-активистов
Здесь, как водится, раз использование шипованных шин вредит экологии, то выдвигается предложение запретить шипованные шины. И аргументируется это тем, что, например, в Германии использование шипованной резины вообще запрещено. А в России из-за шипованной резины образуются тонны грязи и пыли в зимнее время.
Мои контраргументы за рациональный подход к возможному запрету шипованных шин
Не буду спорить – возвращаешься из командировки в страну ЕС обратно в Томск и сразу чувствуешь – очень-очень пыльно. По Берлину можно бродить целый день и на обуви не будет обильного пыльного налёта, а в Томске прошел километр – и нужно снова губкой проходиться по обуви. Но виноваты ли в этом исключительно шипованные шины? Я вообще не очень люблю сравнивать между собой величины, которые не должны друг другу противопоставляться. Например, пыли в среднестатистическом городе страны Европейского Союза меньше в том числе и потому, что там очень мало пространств с открытым грунтом. Либо твёрдое покрытие, либо газон. У нас в стране в каждом городе присутствуют участки открытого грунта. Естественно, что происходит эрозия почвы и пыль разлетается везде. Поэтому говорить о том, что в городах так пыльно из-за шипованной резины – это, как минимум, лукавство.
Второй немаловажный аргумент против повсеместного отказа от шипованной резины. В городах можно активно применять антигололёдные смеси и можно без малейшего риска использовать фрикционные шины. Мол, в Европе так делают. Действительно, в Германии зимой дороги поливают специальными реагентами, часть из которых весной специально убирают (собирают) с улиц. Но давайте, опять же, оперировать сухими цифрами. Какая площадь Германии? 357 тысяч квадратных километров. А площадь всего лишь одного Томска – 297 квадратных километров, тогда как площадь Томской области – почти 317 тысяч километров. Экологи-активисты действительно думают, что площадным фактором можно пренебречь при обсуждении площади обработки противолёдными реагентами? Ладно, в городе еще худно бедно можно основные улицы обрабатывать реагентами, очень аккуратно ездить на фрикционной резине. Но с межгородом что делать? Ради эксперимента активистам за запрещение шипованных шин предлагаю зимой проехаться по дороге от Томска до Новосибирска на фрикционных шинах. Лично я не поеду. Страшно. Думаю, никто не согласится ехать...
Тем не менее, я согласен, что что-то в этом вопросе нужно делать. С моей точки зрения, однозначно нужно начать штрафовать (и на серьезные суммы) тех, кто летом ездит на шипованной резине – мол, я так поэкономлю деньги. Вот, пример с потока:
Повертел головой – рядом стоит Нива с седым мужичком за рулём, она тоже на шиповке ещё. На секундочку – июнь месяц на дворе. И это не единичные случаи. Летом полно машин на шипованной резине. Это и небезопасно и дискомфортно и разрушает асфальтовое покрытие. Плюс этот шип может прилететь в лобовое стекло. Вот с таким нужно бороться. Но, опять же, проецируя на масштабы страны, кто это будет делать?
Другие мои статьи
Четыре года вместе с зимней резиной Nokian Nordman 7: микротрещины не миновали и меня
О плохом состоянии дорожного покрытия в Томске после зимы 2021 года - экскурсия по городу
Список источников
1. http://boge.com.ru/iz-chego-delayut-shipy-dlya-shin/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Карбид_вольфрама
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Асфальт
4. https://donbeton.pro/sovety/shheben-dlya-dorozhnogo-stroitelstva/
5. http://www.npp-stc.ru/info/articles/physicomechanical_properties/
6. Бородин Р.К. Обзор мирового и отечественного опыта оценки влияния шипованных шин на дорожное покрытие. С. 173 – 190 (сайт ФАУ «РОСДОРНИИ», https://www.rosdornii.ru/about/)
С уважением, Юрий (kua1102)