Найти тему
Молитва и Размышление

НАИВЫСШИЙ ПРИМЕР СМИРЕНИЯ

Иисус Христос явил наивысший пример смирения, как, впрочем, и любой другой добродетели. Это отличает Его от всех других людей, включая и всех основателей религиозных учений.

Господь не только сотворил Адама, проявив смирение, но Он спас потомков Адама через неслыханное, нечеловеческое смирение.

Наиболее ярко, на мой взгляд, сказал об этом апостол Павел в послании к Филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8).

Иисусу, в отличие от Люцифера, не было нужды достигать положения равенства с Богом Отцом, поскольку Он был рожден в таком положении.

Павел приводит несколько шагов, которые Иисус добровольно сделал вниз, после которых последовало великое возвышение. Принцип такой - чем большее смирение, тем более великим будет возвышение.

Можно выделить пять последовательных «шагов вниз». Иисус принял образ раба или слуги. Слугами Божьими, в частности, являются ангелы. Если бы Господь спустился на уровень великого архангела – это уже было бы великое смирение, но Он пошел значительно ниже, став человеком. Господь Иисус мог бы стать человеком совершенным и бессмертным, каким был Адам до грехопадения, но Он решил стать таким как один из нас и это еще один «шаг вниз». В результате Его земное тело было подвержено закону смерти, только греховной плоти Агнец Божий не имел, чтобы мог принести Себя в совершенную жертву за грехи наши.

Наконец, Он неслыханно смирил Себя, приняв смерть, причем смерть, возможно, самую чудовищную из всех изобретенных извращенным умом падшего человечества. Таким образом, можно условно выделить пять «шагов вниз»: ангелы, совершенный человек, человек смертный, смерть тела, крестная смерть. И хотя Христос некоторые из данных шагов «переступил» (например, Он никогда не был ангелом), Он спустился до самого дна лестницы смирения.

Каждый из этих шагов смирения не был вынужденным. Иисус добровольно делал их, чтобы спасти нас, как видел это пророк за шестьсот лет до Голгофы: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7).

Далее в послании к Филиппийцам написано: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:9-11). Слово «посему» говорит о причине возвышения Христа над всеми на небесах, на земле и в преисподней. Причина в Его непревзойденном никем смирении. Кто унижает себя, будет возвышен. Кто смиряется больше всех, в конечном итоге станет всех выше.

Одним из ярких проявлений смирения во время земного служения Христа было Его крещение от Иоанна. Возникает законный вопрос: в чем был смысл крещения Иисуса? Иоанн крестил в покаяние, а у Господа не было никакого повода каяться, поэтому понятна реакция Крестителя: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Матф.3:14). Ответ надо искать в следующем стихе: «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матф.3:15).

Иоанн понял, о какой правде говорил Спаситель и сразу допустил Его до крещения, Чтобы и нам попытаться увидеть эту правду, посмотрим в контексте на то, как Иоанн представлял Христа народу: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мат. 3:7-12).

В проповеди Иоанна не было и намека на смирение, милость, великодушие и благость Христа. Он видел Его пришествие в свете Ветхого Завета. Христос был строгим Судьей, идущим для строго осуждения всех тех, кто не принесет достойного плода покаяния. При этом сам Иоанн видел себя Его рабом, который не достоин даже развязать ремень обуви Христа. Иоанн видел себя рабом Господа, поэтому понятно его недоумение и нежелание крестить Иисуса. Ведь крестящий в определенном смысле имеет преимущество по отношению к крещаемому. Если Иоанн есть раб Господа, то те, кто крестились от него тоже не более, чем рабы.

Крестившись у Иоанна, Господь в некотором смысле стал ниже его, то есть сделал еще большой шаг на пути смирения. Как отмечает профессор Лопухин, правда заключалась в том, что Господь в крещении принял знак Раба: «Еще так недавно Иоанн говорил, что у Лица, которое идет за ним, он недостоин понести (или развязать) Его обуви, т. е. представлял Его господином или владетелем, который был неизмеримо выше его. Но теперь Иоанн должен был убедиться, что его прежние представления о Лице грядущем были несколько неверны. Христос, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считал себя ниже раба. С таким толкованием согласуется весь контекст».

Уместно вспомнить знаменитое мессианское пророчество Исайи: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:11,12). Пророк ясно видит Христа именно как Раба Яхве[1]. Само слово «раб» уже говорит о великом смирении. Но речь идет не просто о Рабе, но том Кто берет на Себя грех многих и не только сам грех, но и его последствия – болезни и проклятия: «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Матф.8:17). Господь взял на Себя и понес наши грехи. Он взял ответственность за грех падшего человека. Исцеление болезней – это уже следствие прощения грехов, ведь корнем болезни является именно грех.

Таким образом, Иоанн начал видеть, что его проповедь была весьма однобока. Пришедший Мессия – прежде всего не строгий Судья, а Раб Божий, в величайшем смирении берущий на Себя грех всего мира.

Евангелист Иоанн описывает это новое для Крестителя откровение в первой главе Своего Евангелия: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Иоан.1:29-31).

Иоанн Креститель особо отмечает, что «не знал Его». Не знал, что Мессия больше похож на кроткого Агнца, чем на грозного Судью[2]. Не знал, что смирение Христа настолько глубоко, что Он готов принять образ раба, даже в определенном смысле раба самого Иоанна. И это притом, что Христос настолько выше Иоанна, что последний недостоин даже совершить самое малое служение – понести обувь. Я полагаю, что Иоанн был просто шокирован от степени смирения Господа Иисуса. После крещения Иоанн уже называет Его «Агнец Божий».

Трудно найти более безобидное животное чем агнец. Ягненок не имеет рогов, клыков, шипов, когтей. Его назначение – служить людям, в том числе и для получения прощения грехов, ведь именно агнцев приносили в жертву за грехи.

Голубь – символ Святого Духа, дружит с Агнцем. Если мы хотим наполняться Духом Святым, нам надо быть похожими на Агнца, а прежде всего подражать Его кротости и смирению сердца.

Еще один яркий пример смирения мы видим на последней Вечере, когда Господь берет умывальницу и полотенце и начинает служить им, как это делали в те дни рабы. Петр возмутился: «Тебе ли умывать мои ноги?.. не умоешь ног моих вовек». Иисус все же умыл ему ноги, показал делом силу закона смирения: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан.13:13-17).

Незадолго до Вечери ученики спорили между собой кто из них больший и кому сидеть справа или слева от престола Господа. Дележ власти так типичен для плотской природы человека. Вот, что ответил им Христос: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:25-28).

Вот секрет величия в Царстве Божьем: Смирение, выраженное в делах служения.

Теперь давайте прочитаем такие слова нашего Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30).

Господь Иисус, как мы видели, самый кроткий и смиренный сердцем. Поэтому мы можем учиться у Него кротости и смирению. Те, кто учатся смирению, живут в Божьем мире и покое душ даже в тяжелых жизненных ситуациях. Они утешаются Самим Господом и бремя становится легким. Легок ли путь следования за Господом? С точки зрения плотского человека - нет, труден, узок и тернист. Тогда почему Христос говорит, что бремя Его легко? Как говорил Августин и другие экзегеты, то, что когда-то представлялось тесным, постепенно становится приятным вследствие принятия неистощимой Божьей любви и благодати.

[1] Яхве – личное имя Бога. В синодальном тексте используется имя Иегова, однако известно, что так оно никогда не звучало. Есть предположение, что личное имя Бога – Яхве или Ягве.

[2] Впрочем, во время Второго Пришествия Христос явит Себя именно Судьей (см. Мат. 25).

-2