Найти в Дзене

Почему люди завидуют, в чем природа зависти?

Даже самые независтливые люди в какие-то моменты жизни испытывают легкую зависть к кому-либо. То есть это чувство знакомо всем, кроме, разве что, святых. Зависть может существовать в трех формах, которые отличаются по степени, так сказать, тяжести. Во-первых, зависть проявляется как мимолетная эмоция, тогда она называется ситуативной. Скажем, вы вынуждены остаться летом на работе, а коллега отправляется в отпуск и сияет по этому поводу, как медный таз.

Вы, конечно, искренне желаете ему прекрасно провести время, но в глубине души мелькает досада: на его месте мог бы быть я! Подобную зависть еще называют белой или "по-хорошему", поскольку она не сопровождается негативом в отношении другого человека, тут, скорее, досада на ситуацию.

Артур Сарнофф
Артур Сарнофф

Вторая форма зависти отнюдь не мимолетная. Это устойчивое неприязненное чувство, которое человек испытывает к кому-то из-за того, что тому лучше во всех смыслах, чем ему самому. И жена у того красивее, и платят ему больше, и машина у него круче и т.д. И хотя тот человек ничего плохого не сделал завистнику, ему хочется, чтобы полнота счастья того, кому он завидует, немного уменьшилась. Например, если вдруг шикарная машина знакомого попала под дорогой ремонт, завистник испытывает чувство глубокого удовлетворения.

Третья форма зависти всеохватывающая. Это тяжелый случай!

Пруетт Александр Картер
Пруетт Александр Картер

В этом случае зависть проявляется как разрушающая страсть, подчинившая себе завистника. Он не может нормально жить из-за того, что кому-то хорошо. Завистник следит за всеми успехами своего объекта зависти, сильно терзается по поводу его очередных успехов, желает ему всего плохого и, в наиболее тяжелых случаях, начинает действовать, устраивая каверзы.

Завистнику кажется, что его унижает сам факт успеха и счастья другого человека. Он сильно переживает чье-то превосходство, его огорчает, что кому-то все достается легко, не то, что ему и т.д. То есть завистник всегда ощущает себя в более низком положении, чем другой человек.

Елена Макарова-Левина. "Белое вино"
Елена Макарова-Левина. "Белое вино"

В основе зависти лежит сравнение себя с другими, при котором сам человек воспринимает себя в чем-то ущербным, даже не будучи в реальности таковым. Поэтому зависть деструктивна. Она не способствует нормальному общению, это как ножичек в кармане у одного из собеседников. Так что, с точки зрения этики, зависть является проявлением зла. В этом смысле ее анализировал еще Аристотель.

У древних греков было двойное понимание зависти, которое проявилось в делении на зависть богов и людей.

Картина из открытого источника в Яндексе
Картина из открытого источника в Яндексе

В первом случае она имела связь с понятием божественной справедливости. Смысл в том, что боги наказывали людей за гордыню и высокомерие, когда те достигали каких-то высот в своей деятельности и начинали слишком самонадеянно верить в свои силы и пренебрегать богами. Вот тогда-то они и показывали, кто в доме хозяин. Это и называли завистью богов. Что касается зависти людей, то она понималась как зловредная. Подобное отношение к этому чувству сохранилось и в более поздние времена, хотя его понимание стало тоньше, более дифференцированным.

Да и сами проявления зависти сейчас не так открыты, как в древности. Люди знают, что это осуждаемое чувство, и пытаются обычно его скрывать.

Читайте еще на моем канале:

Риторика и философия: что общего между ними?

Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Что я увидел в Арле буквально за несколько часов

Я могу поместить в своих статьях ссылку и на ваш канал. Пишите на электронный адрес, если вам это интересно, обговорим условия.