Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Алалия, аутизм и другие нарушения развития - какие их причины НЕ покажет МРТ?

Часто вижу утверждения о том, что "Ну если алалия, то МРТ/КТ прям точно всё покажет!". Но всё не так просто.

Миф о том, что нейровизуализация 100% может показать алалию или какие-то другие проблемы возник потому, что МРТ и КТ, как правило, основные методы диагностики родственного для алалии нарушения у взрослых - афазии, а также разных видов деменции. Их основными причинами выступают видимые аппаратами истории типа травм, инсультов и дегенеративных заболеваний нервной системы.

Но для ребёнка совсем необязательно наличие глобальных повреждений, чтобы получилось отклоняющееся развитие. Его ЦНС незрела, не имеет достаточных связей между нейронами, а процессы торможения/возбуждения не отлажены. В таких условиях достаточно событий куда меньшего масштаба, чтобы начались проблемы и созревание мозга затянулось. При этом на МРТ/КТ это никак не отразится. Что же это за события?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Гипоксия

Уверена, что про гипоксию слышали многие, но не все знают насколько это серьёзно. Гипоксия это нарастающий острый стресс для нейрона, который проходит через примерно следующие стадии:

  • Сначала он не может полноценно обмениваться сигналами с другими нейронами;
  • Происходит перекос в сторону возбуждения;
  • Накапливаются токсичные продукты обмена;
  • Повреждаются внутренние структуры клетки;
  • Если дело заходит слишком далеко, нейрон погибает.

Если они гибнут в достаточном количестве, вы сможете увидеть это событие в виде участков глиоза. А вот более "лёгкие" варианты, когда погибло мало нейронов или они, пережив острый стресс, выжили, заметны аппарату далеко не всегда. Зато можно наблюдать последствия в виде нарушений поведения (истерики у детей старше 5-6 лет, необдуманные поступки, неумение тормозить) или предрасположенность к эпилепсии. Это результат перевозбуждения нейронов из-за гипоксии.

Кроме того, пострадавший нейрон не особо будет стремиться учиться - он в первую очередь постарается восстановиться. Если таких нейронов много, закономерно, что может наступить задержка развития.

Половые различия

Думаю, многие замечали тенденцию, что мальчиков с нарушениями речи и развития значительно больше, чем девочек. В другом своём материале я более подробно рассматривала этот вопрос, в рамках же этой статьи просто напомню, что по некоторым исследованиям девочкам помогают половые гормоны.

Хороший уровень эстрогенов во время беременности способствует более высокой развитости областей мозга, связанных с социальным поведением, самоконтролем и речью. А вот тестостерон, напротив, "обделяет" эти области, что приводит к тому, что они будут медленнее развиваться. Но зато он даёт фору участкам мозга, связанным с точными науками, памятью и пространственным ориентированием. По этой причине мальчики в плане самоконтроля и речи часто уступают девочкам, зато могут превосходить их в невербальных задачах.

Кроме того, эстрогены способствуют большей устойчивости мозга к повреждениям и выживаемости нейронов. Из-за этого при психических заболеваниях, как шизофрения или деменция, у женщин обычно лучший прогноз. А при нарушениях развития, условно говоря, где у девочки получилось просто ЗРР, у мальчика, скорее всего, будет моторная алалия.

Развитость и задействование определённых участков мозга на каких-то задачах можно увидеть на фМРТ, которое обычно проводится не с диагностической, а с исследовательской целью. То есть, на рутинных обследованиях такую информацию вам вряд ли предоставят.

Слишком большое количество нейронов

Во втором триместре беременности в мозге будущего ребёнка начинают в избыточном количестве образовываться нейроны. Часть из них погибает ещё перед рождением. Ещё часть ближе к концу первого года жизни. Это нужно потому, что ЦНС ест очень много энергии и считает, что "кормить" надо только то, что используется.

По каким-то причинам у некоторых детей с аутизмом не происходит запланированного отсева нейронов. Их остаётся слишком много. В результате содержать всю эту махину и построить синапсы (то есть, обучить нейроны чему-то) становится куда сложнее - тоже получаем задержку.

Увидеть подобные вещи на МРТ/КТ с тем уровнем визуализации, который сейчас есть, нельзя. Подобное можно установить только при непосредственном изучении тканей мозга под микроскопом, что возможно, как в этом исследовании, только после смерти.

Дисбаланс нейромедиаторов

Нейроны обмениваются информацией друг с другом и учатся новому при помощи особых веществ - нейромедиаторов. Для правильного функционирования ЦНС нужно, чтобы нейромедиаторов было не много, не мало, а +/- столько, сколько нужно.

Например, при хроническом недостатке серотонина человек будет склонен к депрессии и ОКР, а при избытке возможны галлюцинации. Дисбаланс в домафиновой и норадреналиновой системе приводит к возникновению СДВГ. А про детей с РАС, если честно, вообще мало что понятно - нейромедиаторные сдвиги обнаруживаются как в сторону повышения, так и в сторону снижения, но симптомы часто те же.

Нейромедиаторные нарушения вы тоже далеко не всегда сможете увидеть на МРТ или КТ.

Долгие болезни/депривация (недостаток сенсорных ощущений)

Мозг ребёнка развивается без проблем, когда соблюдаются несколько ключевых условий:

  • Малыш не болеет - в случае болезни все силы направляются на выживание, а развитие идёт по остаточному принципу;
  • Получает качественное питание, сон;
  • Имеет значимого взрослого и достаточное количество сенсорных стимулов в окружении.

Для психического здоровья ребёнка особенно важен последний пункт. Дети, растущие в атмосфере глубокого родительского равнодушия (семьи маргиналов), даже будучи поначалу совершенно нормальными, очень часто зарабатывают ЗПР, речевые нарушения. Если обстановка становится совсем уж травмирующей, то недалеко и до парааутизма - психогенной формы аутизма, похожей по проявлениям на синдром Каннера.

Бедная впечатлениями среда тоже играет большое значение. В период 0-4 лет интенсивно развиваются сенсомоторные области мозга - они дают возможность изучать предметы и явления вокруг себя, а также понимать, как взаимодействовать с ними. Ребёнку жизненно необходимо не быть удобным, тихим паинькой в кроватке, а двигаться, ощупывать разные текстуры, рассматривать разные предметы, слышать звуки, музыку, речь и требовать общения. На весь этот сенсорный опыт впоследствии будут накладываться новые знания, навыки. Если же стимуляция была недостаточной, вполне закономерны задержки развития. И опять же, их не увидит никакое МРТ или КТ.

Как видите, у незрелости мозга может быть много причин. Однако они часто не несут видимых повреждений, поэтому такие вещи далеко не всегда доступны для современной нейровизуализации.

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Инфекции в детском возрасте как причина нарушений речи и аутизма. Как это работает?

"Экстремально мужской мозг" - о том, почему мальчиков с нарушениями речи и аутизмом намного больше, чем девочек

Томатис, БОС, микрополяризация и другие вмешательства - обзор эффективности с точки зрения доказательной медицины