Найти в Дзене
PROAuto&Life

Проверены временем и дорогами: 5 деталей-долгожителей в отечественных автомобилях

Каждый автомобиль представляет собой сложный технический ансамбль, в котором любая, без исключения деталь, несет определенную функцию. Разработка этих деталей и частей — сложная работа инженеров, испытателей и конструкторов. Здесь необходимо учитывать специфику конкретного автомобиля, условия его эксплуатации, надежность, долговечность и ремонтопригодность узла или агрегата.
Бывает так, что некогда разработанная удачная деталь переживает свой "исходник" на конвейере на несколько лет, а то и десятилетий. В данной записи я остановлюсь лишь на деталях экстерьера и интерьера, которые мы можем встретить в современных автомобилях, выпускающихся в России по сей день, либо недавно снятых с производства.
Вот список из 5 позиций, ранжированных по длительности выпуска от меньшей к большей.
1. Задние фонари Lada Niva Legend (1993-н.в.) — 28 лет
Под замысловатым названием скрывается недавно вновь обновленная старушка "Нива", выпускающаяся уже 44 года. С началом производства "Нивы" в 1977 году на корме стояли унифицированные с ВАЗ-2106 задние фонари, представлявшие собой тогда новое слово в советском автопроме — они объединили в себе указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, световозвращатели и подсветку номерного знака.

ВАЗ 2121 до 1993 года
ВАЗ 2121 до 1993 года

Спустя 16 лет внедорожник обновили, и задняя часть подверглась изменениям — задняя дверь стала доходить до бампера, и заднюю оптику сделали вертикальной, разработав оригинальные фонари. Подсветка номера теперь была отдельным элементом, и размещалась на самой двери багажника.

Рестайлинговый ВАЗ 21213, выпускающийся с 1993 года
Рестайлинговый ВАЗ 21213, выпускающийся с 1993 года

Без изменений "новая" оптика пережила свою предшественницу и вот уже 28 лет "Нивы" сходят именно с такой деталью светотехники.
2. Рулевое колесо Москвич-412 после 1971 года. (1971-2001) — 30 лет

-3

Тонкая "баранка" с хромированным металлическим кольцом сигнала знакома почти каждому, чье детство прошло в СССР и 1990-е годы. Если считать с 1971 года, когда такой руль с травмобезопасной мягкой накладкой и эмблемой АЗЛК появился на московских "Москвичах" 412 и до 2001 года, то есть до момента снятия с производства фургонов модели 2715, то получается, что данное рулевое колесо отметило свой 30-летний юбилей на конвейере, застав смену веков и тысячелетий.
3. Задние фонари ГАЗ 24/24-10/31022/310221 (1968-2008) — 40 лет

Задняя часть ГАЗ 310221
Задняя часть ГАЗ 310221

Новая "Волга" ГАЗ-24 задумывалась еще на стадии производства знаменитой "21-й". Тогда никто из ее создателей не подозревал, что прямые потомки этой машины не только встретят новый век, но и доброе десятилетие еще задержатся на производстве.
Одним из самых заметных элементов в оформлении были шестиугольные задние фонари, в которых были секции повторителей указателей поворота, габаритные огни и стоп-сигналы, позднее еще и световозвращатели.
И если седаны с изменением передка также получали и новые элементы задней части, то универсалы вплоть до конца производства модели
310221 довольствовались фонарями-"ветеранами", вносившими дисбаланс в общий облик автомобиля, где современная фронтальная часть сочеталась с морально устаревшей кормой. Конечно, предпринимались попытки установить на ГАЗ-310221 и его модификации иную оптику, даже от модели 3102 и 3110, но дальше опытных образцов дело не пошло — новая оптика требовала основательной переработки задней панели, а существующая большая задняя дверь ограничивала пространство для более крупной оптики.
4. Подрулевой переключатель ВАЗ 2103/2106/21213 (1973-н.в.) — 48 лет

-5

Следом за ВАЗ 2101 и 2102 свет увидела "люксовая" модель 2103. В своей основе это были идентичные машины, но как говорится, "дьявол кроется в деталях". "Тройка" была самой комфортной машиной в гамме ВАЗа, например, здесь подрулевые переключатели управляли включением сигналов поворота, переключением "ближнего" и "дальнего" света фар, а также стеклоочистителем и стеклоомывателем (на ВАЗ 2101 и 2102 он включался отдельной резиновой кнопкой на панели).
С появлением "Нивы", которой многое досталось от новой модели 2106, этот переключатель установили и туда. Шли годы, менялись генсеки, президенты, политический строй, сама Нива успела трижды обновить интерьер. Время было неподвластны только подрулевые переключатели, очевидно на АвтоВАЗе запас деталей заготовлен еще не на одно десятилетие… А может и столетие).
5. Ручка двери багажного отсека УАЗ 452/2206 — 75 лет
Наконец мы подобрались к настоящему долгожителю. Несомненно, УАЗ 2206 и его производные сами по себе являются весьма заслуженными не только по мировым меркам, но и по отечественным — выпускаются уж с 1965 года в практически неизменном виде. Но и это еще не все — в их экстерьере есть элемент, который старше самой "буханки", и ведет он свою историю еще
с 1946 года. Началось все с ГАЗ М-20 "Победа", где на багажнике была установлена характерная поворотная ручка открывания двери.

-6

Когда УАЗ запускал в серию свою "буханку", то эту ручку просто взяли от уже выпускавшейся и даже снятой с производства модели. Избавленная от хрома и получившая черный окрас, эта ручка и по сей день ставится на задней распашной двери ульяновского микроавтобуса.

-7

Также ее ставили и на УАЗ 31514, где он открывала верхнюю половину двери багажного отделения.

Разумеется, данный список далеко не полный, я перечислил лишь наиболее заметные элементы конструкции, даже не вдаваясь в подробности, например, технической преемственности. А уж там можно долго рассказывать, не то, что детали — целые агрегаты в пример приводить. Возможно, я и об этом напишу.

Авто
5,66 млн интересуются