1. Ascari Ecosse
Начнём с самого свежего примера — очень редкого британского спорткара, который никто не захотел купить на февральском аукционе Sotheby’s. За Ascari Ecosse рассчитывали выручить 155–195 тысяч евро (13,5–17 миллиона рублей), однако никто не предложил даже минимально необходимые для выкупа 130 тысяч.
А ведь это машина с историей! В 1995 году компания Ascari (в 2010-м она прекратила деятельность) представила свою первую модель — гоночный прототип FGT. И он настолько понравился нидерландскому гонщику Клаасу Цварту, что тот выкупил всю фирму (по сути, сформировав её как производителя) и решил лично участвовать на FGT в гонках.
Модель Ecosse, которую не смогли продать на аукционе, представляет собой дорожную версию гоночной машины. С кожаным салоном, премиальной аудиосистемой и кондиционером. Как и в случае с FGT, работал над автомобилем известный британский инженер Ли Ноубл — тот, что делал и безумные машины без электроники, но с дикой мощностью под брендом Noble.
Вместо гоночных «восьмёрок» Chevrolet и Ford на гражданском варианте использован V8 от BMW, однако мотор был доработан силами ателье Hartge и научился выдавать свыше 300 сил. До 100 км/ч 1250-килограммовое купе он разгонял примерно за четыре секунды, а максимальная скорость составляла около 320 км/ч.
После премьеры в 1997-м было выпущено менее двух десятков Ecosse (по разным данным, от 17 до 19 машин). А с левым расположением руля так и вовсе две штуки! Причём конкретно этот экземпляр оставался в семье Клааса Цварта до 2019 года, что делает его ещё более особенным.
Под стать истории и состояние двухдверки — оно характеризуется как идеальное, а единственным отклонением от оригинальной кондиции стала шестиступенчатая «механика», которую установили относительно недавно вместо родной пятиступки. Но даже с такими вводными нового хозяина автомобиль не нашёл.
2.BMW-Glas 3000 V8
Это купе не сильно похоже на BMW, не так ли? Но есть очень интересное объяснение, почему легендарная аббревиатура всё-таки присутствует в названии этой машины. Хотя с интересом к самому автомобилю на недавнем онлайн-аукционе Bring a Trailer дела почему-то обстояли так себе. За экземпляр 1968 года, один из всего 389 выпущенных, готовы были дать лишь 63 тысячи долларов (4,6 миллиона рублей).
Торги завершились статусом Reserve not met — то есть никто не предложил минимально возможную сумму, определённую продавцом. Впрочем, опытные покупатели обратили в комментариях внимание на то, что продавец не предоставил достаточных сведений, чтобы оценить состояние машины. А экземпляры не первой свежести как раз и стоят меньше 70 тысяч.
То, почему это BMW без «ноздрей» (на момент выпуска модели фирменная решётка радиатора применялась уже 35 лет), объясняется просто: по сути это и не BMW вовсе. Автомобиль был разработан небольшой немецкой фирмой Glas, которая занималась преимущественно компактными машинами. Купе с V8 и дизайном в итальянском стиле (над внешностью потрудилось ателье Frua, работавшее в том числе над Maserati, поэтому двухдверка получила прозвище Glaserati) стало самой роскошной машиной марки. Хотя и предлагалось за весьма скромные по меркам класса деньги.
Вот только история BMW-Glas 3000 V8 была недолгой. Дела во время коллаборации у Glas шли не очень, и в 1966-м всё завершилось поглощением баварской маркой. Причём решение BMW купить производителя было продиктовано желанием получить доступ к инженерным патентам Glas.
Двухдверка класса GT стала последней моделью фирмы. В BMW сразу же после приобретения «убили» прочие машины Glas, а вскоре заменили и быстрое купе с двойным названием — собственной моделью 2500 CS.
3. Aston Martin Vanquish Zagato Coupe
Современные автомобили, в названии которых фигурирует именитое кузовное ателье, — это почти всегда очень редкие и невероятно дорогие экспонаты. И этот Aston Martin, выпущенный при участии итальянских мастеров из Zagato, не стал исключением. Тираж составил всего 99 штук, и каждая двухдверка стоила дороже полумиллиона долларов.
Готовы узнать, сколько за неё отдал покупатель в США в 2017 году? 820 тысяч долларов (без малого 60 миллионов рублей по текущему курсу)! Причём 72 тысячи из этой суммы ушло на опции, а обычный Vanquish, для справки, можно было купить на полмиллиона дешевле! Ничего себе доплата за особый кузов! Так же, видимо, рассудили и потенциальные покупатели на онлайн-торгах в 2020 году. Поэтому предложение доросло до 420 000 долларов и двигаться дальше отказалось, а продавец отдавать редчайший спорткар за такую сумму не решился.
Хотя к кондиции товара вопросов быть не могло. Пробег составлял две с небольшим тысячи километров, так что шестилитровый V12 мощностью 580 сил и восьмиступенчатый «автомат», можно сказать, ещё даже не прикатали. То же можно сказать про другие пункты оснащения роскошной модели: карбон-керамические тормоза, адаптивные амортизаторы и «музыку» Bang & Olufsen.
Впрочем, нашлись в комментариях и пара мнений, похожих на истинные причины неудавшегося аукциона. Во-первых, лот дороговат для онлайн-торгов, и настолько дорогие автомобили редко покупают без личного с ними знакомства. А во-вторых, не всем по вкусу могла прийтись экстравагантная отделка интерьера.
3. Aston Martin Vulcan
Ещё один Aston Martin, которому не везёт на аукционах. Трековый Vulcan был выпущен тиражом в 24 машины и теоретически должен только дорожать. Однако эту машину дважды пытались продать на аукционах, и оба раза ничего не получилось.
В 2016-м её выставили на торги с прогнозируемой стоимостью 2,3–3,3 миллиона долларов (168–241 миллион рублей по текущему курсу). После несостоявшейся продажи (при новом размещении в списке лотов того же аукционного дома Mecum Auctions) прогноз сильно изменился — на диапазон от 600 тысяч до 2,7 миллиона долларов. При этом минимальная установленная продавцом цена осталась прежней: 2,3 миллиона.
И ведь обвинить владельца в жадности не выйдет: запрашиваемая им сумма примерно соответствовала стоимости нового автомобиля. Столько в Aston Martin хотели за заднеприводный трековый снаряд со штурвалом вместо руля, очень лёгким карбоновым кузовом и 12-цилиндровым семилитровым двигателем мощностью 831 л.с. (780 Нм). Vulcan представили в 2015 году, но и по нынешним меркам он космически быстрый: 0–100 км/ч за 2,9 секунды и 360 км/ч максимальной скорости. Вот только продаётся он куда медленнее, а в ТТХ скорость перепродажи не запишешь.
4. Mercedes-Benz SLS AMG
Суперкар SLS AMG нельзя назвать очень уж редким. Он выпускался четыре с небольшим года и ещё за несколько месяцев до окончания производства компания объявила о более чем 10 тысячах проданных экземпляров. Тем удивительнее, что он попал в нашу подборку — ведь несколько экземпляров уже после завершения выпуска долгие годы простаивали без толку!
Причём дело было в США, где купили около четверти всех SLS AMG. В 2015-м, спустя полтора года после снятия модели с конвейера, дилеры распродавали остатки. И цифры это подтверждают: в том году было продано 29 экземпляров, в 2016-м — одна штука, а после — закономерная тишина.
5. Lexus LFA
Похожая история произошла (а может, происходит до сих пор) с суперкаром Lexus. Тираж знаменитой двухдверки, которую сам Джереми Кларксон неоднократно называл лучшим автомобилем, который он когда-либо водил, всё ещё не распродан. Или, во всяком случае, не был распродан год назад: в начале 2020-го появилась информация, что в 2019 году в США купили три новых экземпляра.
Причём общий тираж LFA составил всего 500 машин, а выпуск завершился, на секундочку, в 2012 году. Несмотря на это, в 2017-м стало известно, что в США оставалось 12 новеньких автомобилей в различных дилерских центрах. В том же году продали три из них, в 2018-м — ещё два. Прибавляем к этому результат 2019 года, и получается, что в 2020-м ещё как минимум четыре LFA оставались невостребованными.
А ведь началась история модели ещё на заре 2000-х. Первый прототип двухдверки собрали в 2003 году, а к производству серийной версии японцы приступили аж в 2010-м. За два года было выпущено 450 «обычных» LFA и ещё 50 — в версии «Нюрбургринг». У последних мощность атмосферного мотора V10 составляла 571 силу (плюс 10 л.с.), шестиступенчатая коробка передач переключалась на 0,05 секунды быстрее, а на кузове появились дополнительные аэродинамические элементы.