Хорошо известный и весьма популярный как в Европе, так и у нас однообъемник С-класса Renault Scénic празднует 25-летный юбилей.
Я никогда не писал на тему автомобильной истории. Не потому, что я ее не знаю. За 30 лет работы в автожурналистике история уже становится частью твоей собственной жизни. Так случалось и со «Сцеником». Не писал я истории потому, что есть люди, которые разбираются в ней гораздо лучше меня и пишут на эту тему толковее и интереснее. Те же Андрей Хрисанфов, Константин Шляхтинский, например…
Но Scénic, повторю, стал частью моей жизни, поэтому я не смог сдержаться, уж извините…
Автомобиль для жизни
Идея сделать ни на что непохожий автомобиль для жизни родилась в компании Renault еще в конце 80-х года прошлого века. Поводом для нее послужил отличный прием, который устроили покупатели минивэну Renault Espace, увидевшему свет в 1984-м.
Сами реношники утверждают, что это они изобрели первый минивэн, совершенно забывая почему-то, что еще в 1956-м итальянцы из FIAT сделали однообъемный автомобиль с тремя рядами сидений. Он был создан на основе очень популярной в то время модели «600», и поэтому получил название Fiat 600 Multipla. Но оставим это маленькое лукавство на их совести и вернемся к виновнику торжества.
Итак, первый серийный автомобиль для жизни увидел свет в 1996-м и сразу же завоевал почетный европейский титул «Автомобиль года-97». Тогда он назывался полностью так: Renault Mégane Scénic, поскольку сделан был на основе уже «раскрученного» к тому времени хэтбчека Mégane. Внутрисалонное пространство автомобиля было сильно наполнено инновационными решениями. Дизайн интерьера разработал Луи Морасс. Проект назывался Х64. Тогда это было действительно что-то суперуникальное!
Первый раз я увидел Scénic вживую в итальянской Болонье в мае 97-го. Конечно, раньше мне приходилось видеть его на фотографиях, но в реальности он оказался еще лучше. А вскоре они и в России появились.
Мечта контрабандиста
Свой первый Scénic я купил в 2001-м. Я был потрясен его удобством и многофункциональностью. О возможностях, в том числе скрытых, его салона я знал заранее. Но, как оказалось не обо всех. Чуть ли не каждый месяц мне открывалось в нем что-то новое.
Емкости для вещей в нем были повсюду. И в ногах закрытые ящички, куда можно было спрятать пару банок пива, и в сиденьях. Какие-то емкости прятались в боковых панелях кузова. В районе задних сидений (точное место не назову чтобы не "спалить") притаился большой отсек, куда легко помещался охотничий карабин. И это далеко не весь перечень схронов, кое-что уже забылось с годами… Сложилось такое впечатление, что дизайнер интерьера предлагал таможенникам поиграть в игру «Найди "контрабас", если сможешь».
О трансформации салона можно рассказывать годами. Но буду краток и скажу лишь, что задние кресла, все отдельные, могли перемещаться взад и вперед, независимо от соседних, легко снимались и переставлялись.
Увидев у меня это чудо, многие мои родственники-друзья-коллеги не сдержались и попросили подобрать им такие же. Как смог — помог.
В 1999-м модель подверглась рестайлингу, после чего из ее названия пропало слово Mégane.
Родословная «Сцеников»
В 2003-м году в производство было запущено 2-е поколение Scénic. В 2006-м — рестайлинг.
В 2009-м году в свет вышло 3-е поколение модели. Через три года ее обновили.
С 2016-го года выпускается нынешнее, уже 4-е поколение Scénic.
В начале десятых годов этого века на основе «Cценика» французы сделали удлиненную 7-местную версию — с тремя рядами сидений. Название она получила Renault Grand Scénic
Мало кто знает, что «Сценики» были еще и полноприводными! Выпускались они, правда, не долго. Модель «не пошла». Но не потому, что была плоха или ненадежна. Нет, на качество жалоб не было. Просто она оказалась слишком дорогой.
Чтобы впихнуть в Scénic полный привод пришлось ему даже базу увеличивать. Так что Renault Scénic RX4 теперь достаточно редок…
________________________________________
Фото из видеоинтервью Луи Морасса