Первым номером в программе была R.Lopez de Heredia Viña Tondonia – одна из старейших виноделен региона, основанная в 1877 году. В конце 19 века вокруг ж/д станции в Haro появилось много виноделен. Причина проста – в это время в Риохе случился наплыв французов – виноделов и виноторговцев, которые страдали от нашествия филлоксеры во Франции и искали вино в Риохе. Благодаря этому, кстати, риоханцы и научились работать с барриками и делать вина более высокого уровня. Учился у французов и основатель Тондонии.
R. Lopez de Heredia – известное хозяйство, их винами, с одной стороны, никого не удивишь – в том плане, что основные из них продаются в супермаркетах и замечательно экспортируются. С другой стороны, это удивительный и уникальный производитель. Их базовое вино Cubillo выдерживается 3 года в бочках и потом столько же в бутылках, а основное Tondonia Reserva – 6 лет в бочках и 6 в бутылках. Гран Резерва – 10 лет. По схожей схеме делаются и белые, и розовое.
Определяющий фактор в R.Lopez de Heredia – сохранение традиций. В первую очередь, конечно же, это касается производства вина. Но не только - в зале, где встречают гостей, встроен бар, которому уж тоже больше ста лет. Раньше он исполнял роль стойки на одной из выставок, где владелец продвигал свои вина. Связь с современностью подчеркивает то, что знаменитое здание, в которое встроен этот бар, проектировала Заха Хадид, и выглядит оно как большой декантер.
На винодельне до сих пор по максимуму используются старые бродильные бочки (некоторые все же пришлось заменить и сделать реплику). Стальные резервуары не используются ни на каком этапе, только дуб, только американское дерево – ведь в 1877 году здесь никто стальные чаны не использовал. Все 12.900 225-литровых бочек для выдержки тоже из американского дуба. У хозяйства своя бондарня – там они их и производят (в год 160-200 штук), и чинят. Выдержка происходит в миксе новых и старых бочек, но старых сильно больше, чем новых. Доживают они примерно до 15-20 лет.
Оклейка проводится по-прежнему с помощью яичного белка – тогда, когда она вообще требуется. Учитывая, сколько времени выдерживаются вина перед розливом и тот факт, что каждые полгода вино снимают с осадка (вручную), ни оклейка, ни фильтрация часто вообще не нужны. Снятие с осадка, кстати, ежедневная операция, учитывая, что проводится она вручную, а бочек почти 13.000.
Ещё один момент, о котором, кстати, не рассказывали на экскурсии, но упомянули другие виноделы, которых мы посетили – сейчас-то у Тондонии все очень хорошо, но были и более темные времена, когда в почете был другой стиль Риохи (видимо, все хотели много нового дуба и ванили). Но даже тогда хозяйство оставалось верным своему стилю, который не менялся со дня основания.
Если у вас в голове есть образ, например из фильмов, что подвалы виноделен – это такие каменные шахты, где кругом плесень и паутина, то с Тондонией вы не будете разочарованы. Здесь именно так и есть. К плесени и паукам относятся трепетно, ибо они помогают поддерживать нужный микроклимат. Плесень регулирует влажность воздуха, а пауки съедают всяких мелких вредителей, которые могли бы повредить бочки, например.
Главная гордость – это, конечно, вина. Когда я первый раз попробовал Тондония Резерва, то для меня это был вау-момент, так как подобную Риоху я на тот момент ещё не пробовал. Мощная, при этом утонченная, элегантная, строгая, нет никакой выпирающей ванили. Редкий случай, когда почти хочется сказать «аристократичная». Не особо люблю такие эпитеты для вин, но есть случаи, когда они уместны. Кстати, если есть возможность, сравните Тондония с Боскония (виноград с другого участка). Боскония показась более агрессивной и жесткой, но не менее удивительной. И то, и другое – удовольствие недешевое (в Европе цена 32/22 евро соответственно). Зато Cubillo стоит примерно в 2 раза меньше, а удовольствия дарит тоже сполна. В Питере есть – например, в баре Bacchus на Караванной.
И ещё коротко о белом и розовом – их попробовать не удалось. Купить тоже. Они настолько редки, что, чтобы купить бутылку розового или белого, нужно купить 5 бутылок Резервы по 33 евро. Зато записался в лист ожидания на Гран Резерву 2004 года, которую выпустят, соответственно, в 2024.
Общий объем производства 500 000 бутылок.
Винодельня настойчиво просила не выкладывать фотки погребов в соцсетях, поэтому не буду, простите уж. Не знаю, чего они так опасаются или какой хайп этим хотят словить, но дело их.
Посетить настоятельно рекомендую. На любой винодельне, где хозяева подходят с любовью к своему делу, видно, какая это непростая работа и сколько внимания требует. Но почему-то именно после этого визита я вышел с впечатлением «сколько ж труда вложено в каждую бутылку».
Подписывайтесь на канал в телеграме!
Чирз!