Люди из простых рабочих семей, чье детство пришлось на 80-е или 90-е, наверняка, помнят с каким интересом, а может и завистью смотрели зарубежные детские фильмы, в которых у детей были просто невообразимые по нашим меркам игрушки.
Одной из самых желанных и недостижимой игрушкой для ребенка тех лет, пожалуй, был детский автомобиль в который можно было сесть и ездить. Конечно, советской промышленностью выпускались педальные машинки, которые даже были более-менее доступны населению. Но! Автомобили, показанные на экране, приводились в движение при помощи настоящего двигателя!
Однако, бедность нашего народа всегда компенсировалась изобретательностью и способностями к творчеству. В этой статье я хотел бы рассказать про самодельные детские автомобили времен СССР.
1) “Чебурашка” (1974 г.)
Данный двухместный автомобиль был разработан и построен на Центральной станции юных техников Грузии.
Основу автомобиля составляет карт (небольшой гоночный автомобиль): от него позаимствованы рамы и колеса с тормозами. Привод данного автомобиля только на одно колесо (ведущим является правое заднее колесо). Двигатель мощностью 2,2 л.с. был взят от мотоцикла “Ява-50”. Автомобиль может развивать скорость до 30 км/ч. Система управления включает в себя педали сцепления, ножного тормоза и газа (тяги тросовые). Кузов автомобиля выполнен из фанеры.
2) Автомобиль Тишкова (1976 г.)
Данный автомобиль был спроектирован и построен инженером А.С. Тишковым из помосковного поселка Нахабино. Двигатель от бензопилы “Дружба” позволяет развивать скорость до 13 км/ч. Колеса для данного автомобиля были позаимствованы от самоката, а фары от велосипеда.
3) “Иволга” (1977 г.)
Данная самоделка является электромобилем. Кузов выполнен из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. Покрышки машины сделаны и колес детского самоката. Колесные диски сделаны из крышек от кастрюль (!). Рама автомобиля металлическая, сварена из швеллера 20×10 мм. Амортизация осуществляется с помощью двух пружин в цилиндрических стаканах.
В качестве двигателя используется электродвигатель постоянного тока мощностью 400 Вт. Источник электропитания – две аккумуляторные батареи из элементов НК-55. С помощью специального переключателя батареи можно соединять как параллельно (когда необходима работа при больших токах, например, при пуске) так и последовательно (позволяет увеличить скорость). Запас хода при полностью заряженном аккумуляторе не менее 18 км. Максимальная скорость – до 20 км/ч.
4) “Крокодил Гена” (1978)
Еще один электромобиль, названный в честь героя популярного в СССР мультфильма.
Авторами автомобиля являются ребята из клуба юных техников Челябинского металлургического завода.
Кузов автомобиля выполнен из стеклоткани и является несущим. Толщина стенок 1,5-2 мм. Колеса применены от детского самоката. Управление передними колесами тросовое. На оси рулевого колеса жестко закреплен барабан, вокруг которого перекинут стальной трос. Концы его заделаны в рычагах поворотных цапф передних колес.
Электродвигатель переделан из промышленного (обмотка статора заменена на постоянные магниты, изменены обмоточные данные роторной обмотки). Привод на одно заднее левое колесо при помощи цепной передачи. В качестве источника питания используются 20 аккумуляторов КН-28 (с ними автомобиль может двигаться вдо 6 часов со скоростью 5-8 км/ч). Регулирование скорости достигается за счет изменения количества подключенных аккумуляторов.
5) “Марш” (1977 г.)
Авторы – клуб юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР.
Донорами для этого трехместного автомобиля стали два мотороллера “Вятка” ВП-150, от которых были позаимствованы колеса, двигатель, элементы подвески. В отличие от предыдущих самоделок кузов здесь стальной из холоднокатанной стали. Максимальная развиваемая скорость – 25 км/ч. Со слов авторов, назначение автомобиля – начальное обучение школьников вождению.
6) Электромобиль Степанюгина (1972 г.)
Электромобиль имеет рамную конструкцию, кузов выполнен из фанеры. В качестве двигателя используется генератор от автомобиля “Москвич-400”, у которого изменены обмоточные данные обмотки возбуждения. Крутящий момент от двигателя передается через редуктор, звездочки которого применены от двигателя мопеда “Рига”. Привод электромобиля задний – на правое колесо. Рулевое управление рычажного типа с непосредственной передачей на рулевую трапецию. Рулевая колонка – от детского самоката.
С полностью заряженным аккумулятором электромобиль обеспечивает запас хода 50 км.
7) “Мышонок” (1980 г.)
При создании данного автомобиля автор, по его собственному признанию, вдохновлялся грузинским автомобилем “Чебурашка”.
Автомобиль имеет рамную конструкцию. Рама сварена из стальных труб. Двигатель применен от мопеда Д-5.Кузов выполнен из дерева и оклеен стеклотканью. В автомобиле имеется возможность регулировать положение сидений в зависимости от роста водителя.