Найти тему
Авто Энциклопедия

Американский гастарбайтер. Легендарный грузовик «Полуторка» и его двойное гражданство

Самый советский грузовик на самом деле американский. История этой легендарной машины началась с покупки советским правительством лицензии на производство американского «Форда» модели АА 1930-го года. Первые 10 машин были выпущены заводом «Гудок Октября». Чуть позже, уже после запуска НАЗа (нижегородского автомобильного завода) конструкция автомобиля была пересмотрена и доработана нашими инженерами.

Ford Model AA
Ford Model AA

Днем рожденья нашей полуторки можно считать 29 января 1932 года. Именно тогда началось серийное производство лицензионной машины на только что построенном заводе. К концу года НАЗ переименовали в ГАЗ, после того как Нижний Новгород стал городом Горький. Грузовик получил название АА, а в народе «полуторка» за грузоподъемность в полторы тонны.

ГАЗ-АА первых выпусков
ГАЗ-АА первых выпусков

Первые серийные машины имели отличия от американского аналога: рулевой механизм и картер сцепления были усилены, появился воздушный фильтр карбюратора. Бортовой кузов, также создавался по советским чертежам, появилась самосвальная версия. Уже в конце первого года производства с конвейера Горьковского автозавода сходило по 60 машин в сутки. С 1933 года ГАЗ-АА собирали только из советских комплектующих. Кабина вначале была деревянной, а с 1934 года стала металлической с дерматиновой крышей.

ГАЗ-АА 1934 года
ГАЗ-АА 1934 года

«Полуторка» стала главным грузовым автомобилем первых советских пятилеток. В 1939 году сборка этих грузовиков началась в Москве на заводе КИМ и на ростовским автосборочном, она продолжалась до начала войны. Машина без устали трудилась буквально во всех отраслях народного хозяйства СССР, на её базе создавались автомобили с цистернами, санитарные машины и даже в автобусы.

Санитарная машина на базе ГАЗ -АА в фильме Л.Гайдая "Кавказская пленница"
Санитарная машина на базе ГАЗ -АА в фильме Л.Гайдая "Кавказская пленница"

В 1938 году первый советский грузовик прошел модернизацию, получил новый двигатель ГАЗ-ММ в 50 л. с. В том же году появились газогенераторные модификации, которые ездили на дровах и на угле (ГАЗ-42 выпускалась до 1950-го г. и ГАЗ-43, до 1941).

Служил ГАЗ-АА и в Красной армии. На начало войны парк РККА насчитывал 151 100 этих машин. Вместе с людьми все тяготы Великой Отечественной познала и «полуторка». Под пулями и бомбами на фронте работала санитаркой и артиллерийским тягачом. Спасала ленинградцев от голодной смерти, доставляла в блокадный город продукты, вывозила в тыл умирающих голодных детей по «Дороге Жизни».

ГАЗ-АА на "Дороге Жизни". В рейсе водители держали дверь открытой, чтобы успеть спастись, если машина провалится под лед.
ГАЗ-АА на "Дороге Жизни". В рейсе водители держали дверь открытой, чтобы успеть спастись, если машина провалится под лед.

Надо сказать, во время войны производство машин не прекращалось, правда завод перешел на выпуск упрощённой модели ГАЗ-ММ. Без передних тормозов и с брезентом вместо дверей, одной передней фарой и крыльями из простого кровельного железа.

В 1944 году завод вернулся к производству довоенной версии грузовика и выпускал его до октября 1949 года. С 1947 по 1956 год «полуторки» собирали в Ульяновске. Хотя шоферы ругали эти неприхотливые машины за ненадежный стартер, плохие аккумуляторы и резину, но все-таки любили за простоту конструкции и «полевую» ремонтопригодность. Отдельные экземпляры верой и правдой закончили свой трудовой срок только в конце 60-ых.