В подвеске квадроцикла, будь то самый современный квадроцикл или выпущенный 15 лет назад самым главным элементом является амортизатор. Их наличие обеспечивает плавностью хода квадроцикла на мелких неровностях и возможность преодолевать более серьезные препятствия в виде бревен, кочек и камней. Тема обслуживания и ремонта этих элементов подвески очень острая, поскольку любой из нас отправляясь в путешествие или на покатушку хочет ездить с комфортом и легко управлять квадроциклом. Однако обслужить можно далеко не каждый амортизатор и вот почему.
В былые времена, когда квадроциклов еще не было, амортизаторы были разборными изначально. Можно было приобрести рем комплект и отремонтировать скажем потекший амортизатор. Но сегодня производителям не выгодно производить подобные конструкции. Выгодно делать одноразовые детали, которые нужно чаща менять. Поэтому современные амортизаторы на автомобилях, байках и квадроциклах исключительно неразборные. Они либо за вальцованы, либо заварены на производстве. Но, как говорится, свято место пусто не бывает и нишу ремонтопригодных амортизаторов заняли тюнинговые ателье, которые предлагают более совершенные, регулируемые амортизаторы, сочетающие в себе оптимальный баланс комфорта и управляемости как на дорогах общего пользования, так и на бездорожье. В квадротеме есть несколько известных компаний которые предлагают ассортимент регулируемых амортизаторов, стоимость которых совсем не детская. Цена стартует от 1000 долларов и выше. И эта самая цена с моей точки зрения отталкивает любого владельца от замены своих потекших амортизаторов на тюнинговые. Штатные стоят тоже не дешево и поэтому покупка БУ амортов протекает весьма бодро на всякого рода торговых площадках.
Так может попробовать отремонтировать неисправные амортизаторы и закрыть вопрос? На просторах интернета есть много видео про восстановление амортизаторов. Есть даже варианты установки автомобильных амортизаторов на квадроцикл, только бы размер подошел. Лично для меня, такие эксперименты представляются невозможными или проще сказать нецелесообразными и поэтому рассматривать в этом статье такой ремонт мы не будем. Судите сами. В амортизаторе есть шток, хромовое покрытие которого надо восстановить, учитывая его расчетный диаметр. Какой мотосервис возьмется за такую работу и даст гарантию на то, что амортизатор не потечет через первые 100 км? Или кто правильно подберет пластины для Шимсета? Вы не знаете что такое ШИМ сет? В этой стате есть расшифровка загадочного термина.
Итак начинаем разговор про ремонт и обслуживание регулируемых амортизаторов. Но прежде разберем еще пару вопросов.
Сколько живет амортизатор?
Точные цифры ни один из производителей не озвучивает. Ни километраж, ни время работы не указано ни в одном мануале. Вот замена масла в двигателе, в коробке, редукторах расписаны в подробностях. А сколько проживут амортизаторы – нет информации. Понятно, что срок службы амортизаторов зависит от условий эксплуатации, от состояния других узлов подвески, но двигатель, коробка и редуктора вместе с амортизатором едут по одному и тому же треку и нагрузки у них тоже экстремальные. Почему же у них есть срок замены масла, а у амортизаторов нет? Мне кажется штатный амортизатор стоит не так дорого, как редуктор или коробка и его производство не такое сложное. Поэтому, наверное, производители решили сделать его одноразовым и не заморачиваться на тему сроков службы.
Вещи, которые могут сломаться на амортизаторе квадроцикла
- Поломка клапана
- Коррозия штока
- Износ уплотнителей и манжет
Клапан
Чтобы сломать клапан надо очень сильно мучить квадроцикл подвергая его подвеску экстремальным перегрузкам. У спортсменов такая неисправность встречается, а в нашей практике путешествий при ремонте тюнинговых амортизаторов клапаны всегда были в порядке.
Уплотнители
Нарушение герметичности сальника штока – это основная поломка в конструкции амортизатора и причин, по которым это может произойти великое множество. Это нагрев и расширение при работе, воздействие давления газа которое в нижней части амортизатора распространяется не только на масло, но и на сальник. В общем ему приходится не сладко и вот тут на первое место выходит качество исполнения элементов амортизатора и качество материалов из которых они изготовлены. Важны так же допуски и отклонения при изготовлении деталей, которые закладывает производитель в тот или иной амортизатор. То есть качество изготовления и качество материалов будет влиять на срок службы амортизатора и на их цену.
Шток
Пыль, грязь и камни. На бездорожье во время работы шток амортизатора работает в облаке пыли и иных механических частиц, представляющих собой по сути дела абразив. Этот абразив просачиваются в небольших количествах через верхний защитный сальник внутрь амортизатора. Точнее на шток и срезают поверхность сальника. Соответственно масло начинает понемногу вытекать просачиваться наружу. На тюнинговых амортизаторах шток хромированный. Ржавчина ему не страшна, а вот механические повреждения – это начало смерти амортизатора. Раковины от попадания камней, так же вызывают интенсивный износ сальника и для защиты амортизатора на него одевают чехлы.
Экстремальные режимы работы так же сокращают жизнь амортизатора об этом мы уже говорили в начале видео, но хотелось бы рассказать, что имеется в виду под экстремальными режимами.
- Во-первых, температуры ниже 20 градусов.
- Во-вторых, длительная езда по гребенке на высокой скорости
- В-третьих, длительная езда на небольшой скорости с большой амплитудой перемещения штока амортизатора.
Ну так все-таки каков ресурс работы амортизатора?
Вопрос, который мы поставили в начале нашего ролика. Если амортизатор одноразовый, штатный, то по моему опыту он не протянет и 3000 км. К примеру, на Гризли, не доехав до 1000 км, передние амортизаторы пробивали на ямах и кочках. При ближайшем рассмотрении износ амортизаторов виден невооруженным глазом. Вот эти натертости свидетельства неправильной работе подвески и в конечном счете выходе из строя амортизатора. Вот этот амортизатор вышел из строя давно, а вот этот только начал протираться. Такое положение дел практически у Всех брендов без исключения. Если к этому прибавить выход из строя сайлентблоков и ШС, то амортизатор живет в среднем 2-3 тысячи километров. А дальше происходит следующее.
Если он не течет, то владелец как правило его не меняет. Он увеличивает преднатяг и продолжает ездить на неисправных амортизаторах. Постепенно он привыкает к их некорректной работе и соответственно к некомфортной езде и плохой управляемости. И только тогда, когда он пересаживается на свежий квадр или на квадр с тюнинговыми амортизаторами, он реально оценивает ситуацию.
А вот владелец квадроцикла у которого установлены тюнинговые амортизаторы обслуживает их в мотосервисе и продолжает наслаждаться комфортом и остротой управляемостью. Как ремонтировать и обслуживать регулируемые амортизаторы, что такое ШИМ сет вы узнаете в следующей статье про амортизаторы квадроцикла.