Многие помнят, а может до сих пор и являются владельцами легендарных мотоциклов «Ява». Вожделенный мотоцикл чехословацкого производства мечтал заполучить каждый любитель 2-колесных транспортных средств. Но если о мотоциклах европейской марки нового ничего не рассказать, то об автомобилях «Ява» слышали истинные единицы. Очевидцами увы оказались лишь сами производители
В 1950-ых годах Jawa пыталась выйти на новый уровень и начать производить 4-колесный транспорт. Конечно речь не шла, например, о послевоенных лимузинах или классических седанах. Это должен был быть малолитражный, недорогой народный автомобиль сродни фольксвагеновскому Жуку. Для реализации задуманного, чехи провели закупку ряда малолитражек того времени, чтобы на их примере начать создавать свой первый прототип.
За разработку столь необычного и более чем непривычного кузова в стиле «Изетты» взялся знаменитый Йозеф Содомка. Хотя салон здесь и позиционировался как 4-местный, задний ряд был рассчитан максимум на детей. И чтобы добраться к заднему ряду, необходимо было «сложить» вбок переднее правое сиденье. Некое подобие багажника имелось за тем же задним рядом сидений с доступом из салона.
Оснащался Jawamobil мотоциклетным агрегатом с принудительным воздушным охлаждением собственного производства, объемом 350 см куб с задней компоновкой. К 195 году было создано не более 5 прототипов Jawamobil. Хотя на тот период микромобили были в тренде, но по неким причинам «Явамобиль» не ушел в народные массы. И как известно, в дальнейшем Jawa больше не предпринимала попыток разработки автомобилей.