Тема любви является вечной не только в мировой лирике, но и в ЕГЭ по литературе. Во второй части КИМа она встречается с завидной периодичностью, вызывая затруднения в задании №16, то есть в вопросе-сравнении. Чтобы помочь вам их избежать, я решила накануне экзамена преподнести приятный сюрприз выпускникам и рассмотреть вопрос: в каких лирических произведениях любовь показана как великое, вечное чувство и как их можно сопоставить со стихотворением А.С. Пушкина "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."?
Список стихотворений, в которых любовь изображается как великое чувство:
1. А.С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», «Мадонна», «К***» («Я помню чудное мгновенье»);
2. М.Ю. Лермонтов «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»);
3. А.А. Фет «Шепот, робкое дыхание…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»;
4. Ф.И. Тютчев «Я встретил вас…», «Предопределенье», «О, как убийственно мы любим…»;
5. А.А. Блок «Предчувствую тебя», «Вхожу я в темные храмы…»
6. В.В. Маяковский «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»;
7. С.А. Есенин «Заметался пожар голубой…»;
8. А. Ахматова «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»
А теперь тезисный анализ трёх из них + сопоставление
А.С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
1. А.С. Пушкин явился новатором в описании чувств мужчины к женщине: его любовь гуманистична, лишена эгоизма, светла.
2. Манифестом всей его любовной лирики можно считать последние строки этого стихотворения: «И сердце вновь горит и любит – оттого,/ Что не любить оно не может».
3. Несмотря на то что в произведении описана несчастливая любовь, лирический герой не проклинает возлюбленную, не обвиняет ее в холодности или предательстве, как это часто прослеживалось в романтических произведениях, а, напротив, наслаждается тем ощущением радости, которое дарит ему это чувство: «…печаль моя светла;/ Печаль моя полна тобою».
Термины: реализм, новаторство, гуманистический подход.
А.А. Блок «Предчувствую тебя»
1. Важнейшим образом-символом в творчестве А. Блока была Прекрасная Дама - воплощение Вечной Женственности, гармонии, Души Мира. Это центральный образ любовной лирики поэта, тесно связанный с его философскими воззрениями. Прототипом стала жена Блока - Любовь Менделеева.
2. Лирический герой цикла «Стихов о Прекрасной Даме», куда входит данное произведение – это служитель Дамы, ожидающий преображения мира: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –/ Все в облике одном предчувствую Тебя».
3. Любовь к избраннице – это чувство, способное поднять человека на небывалую высоту, помочь познать тайны мира, его душу. А потому он готов ждать избранницу вечно, боясь лишь, что та изменит свой облик: «Как ясен горизонт! И лучезарность близко./ Но страшно мне: изменишь облик Ты».
Термины: символизм, цикл стихотворений, философская лирика, эпиграф.
Сопоставление: 1. Пушкин и Блок описывают любовь, как нечто возвышающее. Даже состояние ожидания или печали не способны разрушить очарование этого чувства. 2. Различие состоит в литературных течениях: П. – реалист, Б. – символист, а также в том, что у П. адресатом лирики является конкретная женщина. Дама Б. – это сложный синкретичный образ.
В.В. Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
1. Несмотря на свою славу «горлана-главаря» и «грубого гунна», Владимир Маяковский – величайший лирик, продолжающий пушкинские гуманистические традиции. Любовь для него – это громада, чувство, не знающее преград, способное поразить человека на всю жизнь: «Я ж навек любовью ранен -/ еле-еле волочусь».
2. Стихотворение посвящено поздней любви поэта – Татьяне Яковлевой, но ее имя не называется, потому что он стремиться описать чувство, знакомое каждому, лишенное бытовых подробностей, великое: «Любить – это с простынь, бессонницей рваных,/ срываться, ревнуя к Копернику,/ его, а не мужа Марьи Иванны,/ считая своим соперником.
3. Маяковский прибегает к гиперболе, его ощущения достигают космических масштабов и рождают слова и образы, которые взвиваются до звезд «золоторожденной кометой».
Термины: футуризм, неологизм, усложнённая метафора, лесенка.
Сопоставление: 1. Маяковский продолжает в любовной лирике пушкинские традиции. Любовь дает человеку ощущение полноты жизни. 2. П. и М. посвящают стихотворения конкретным женщинам: Н.Гончаровой и Т. Яковлевой. 3. И у того, и у другого присутствуют пейзажные зарисовки, но у М. – это городской пейзаж.
Удачи!
Вам могут быть полезны эти материалы:
Как писать №9 и №16 в ЕГЭ по литературе
Как писать сочинение №17 в ЕГЭ по литературе
В каких произведениях русских поэтов женщины изображались как музы и вдохновительницы