24 мая саммит ЕС принял решение запретить белорусским авиаперевозчикам (речь идет, конечно, о национальной авиакомпании «Белавиа») выполнять рейсы в аэропорты Евросоюза, а также летать над его территорией. Помимо этого, европейским авиакомпаниям рекомендовано отказаться от полетов в воздушном пространстве Белоруссии.
Данное решение было ожидаемо и стало ответом на инцидент с незапланированной посадкой в Белоруссии самолета ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair.
Что это значит и является ли это решение обязательным для всех стран Евросоюза?
Принятое заявление саммита ЕС пока не вступило в силу - оно должно быть утверждено в Совете ЕС на уровне министров, на что потребуется от нескольких дней до нескольких недель.
Саммит также обратился к Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с призывом провести расследование инцидента с принудительной посадкой лайнера на предмет нарушения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, а также создания рисков для безопасности самолетов.
Что касается европейских авиакомпаний, то в принятом документе речь идет лишь о запрете на транзитные полеты через воздушное пространство Белоруссии, но ничего не сказано о каких-либо ограничениях на прямые авиарейсы в эту страну.
Далее все решения о воздушном сообщении с Белоруссией будут принимать государства - члены Евросоюза, а также сами авиакомпании, которые не заставили себя долго ждать.
Кто уже ввел запрет на полеты «Белавиа»?
Первыми запрет на полеты белорусского национального авиаперевозчика ввели Франция и Великобритания. Вслед за ними полеты «Белавиа»запретили полеты почти все европейские государства. Многие крупнейшие западные авиаперевозчики сами отказались от полетов в Белоруссию, а открыла парад отказов от полетов авиакомпания AirBaltic.
Коснутся ли ограничения россиян?
Несомненно. В той или иной степени. Минск достаточно долго выступал в качестве транзитного хаба, которым россияне пользовались в период карантинных ограничений для поездок в Египет и Турцию.
Минск был удобным пересадочным пунктом для наших соотечественников, отправляющихся в Украину и Грузию. Эти две страны в прошлом году посетили 300 и 200 тысяч россиян соответственно. При этом у России не было прямого авиасообщения с ними. Украина также с сегодняшнего дня закрыла воздушное сообщение с Белоруссией.
Все остальные доступные альтернативные варианты сейчас значительно дальше, а значит дороже. Минским аэропортом активно пользовалась еще одна проблемная категория россиян - должники: их не выпустили бы из страны российские пограничники.
Что будет дальше?
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от действий Евросоюза и отдельных европейских стран. Например, в случае закрытия границы с Белоруссией Польшей, российским самолетам тоже придется облетать территорию этого государства, что непременно скажется на стоимости авиабилетов.
Новых ограничений и запретов следует ждать по итогам расследования принудительной посадки пассажирского самолета Ryanair в минском аэропорту. Срочное заседание Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по этому поводу состоится 27 мая.