Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Как написать "нулевой" драфт сценария, и почему это так важно

Оглавление

Для меня, и я думаю, для многих авторов, самая пугающая часть процесса - это записать первые слова первого драфта сценария нового фильма или сериала. Это ужасно. В этот момент я буду откладывать процесс написания дольше, чем в любой другой момент.

Почему? Потому что, как только вы начинаете писать сценарий, вы начинаете терпеть неудачу. Это неизбежно. Слова, которые вы пишете на странице, никогда не соответствуют мечтам о величии, которые были у вас в голове.

Пока идея остаётся в вашем мозгу, она идеальна. Это оскароносный фильм. Это сценарий, которому суждено было дать вам большой прорыв. Но как только вы начнёте писать…

Я понимаю, что всё это очень мрачно, но, к счастью, есть решение: смириться с плохим.

Мой процесс написания наиболее успешен, когда я признаю, что первый драфт моего сценария не будет окончательным для всего проекта, и я позволяю себе написать "нулевой" драфт (vomit draft), также известный как плохой первый драфт. Признав, что начальный драфт сценария фильма обязательно будет иметь проблемы и не получит никаких "Оскаров", я снимаю с себя давление и просто начинаю писать.

И в этом большая хитрость успешной карьеры сценариста – постоянно писать. Много. Всё время. И переписывать то, что уже написали. А потом переписать ещё раз.

Некоторые авторы считают, что "нулевой" драфт – ужасная идея: если вы начнёте с плохих решений, вы никогда не сможете превратить его во что-то великое. Ваш первый черновик должен быть продуманным, логичным и с крепкой структурой. Эти люди упускают главное.

Смысл "нулевого" драфта не в том, чтобы писать плохо. Это значит позволить себе писать плохо. Вы всё равно, попытаетесь сделать свой сценарий отличным с самого начала - вы же не сумасшедший. Но, позволив себе использовать клише, и быстренько записать "диалог в лоб", вы позволяете себе продолжать двигаться вперёд, и это лучший способ достичь финишную черту стартового драфта.

Принятие плохого также позволяет вам отбросить самоосуждение и сомнения в сторону. Чем менее критично вы относитесь к своему письму во время процесса, тем быстрее вы доберётесь до конца, и как только вы закончите, вы сможете взглянуть на всё в целом и гораздо яснее оценить, есть ли у вас что-то, что стоит вложить в следующие несколько драфтов.

Написание "нулевого" драфта – с чего начать

Прежде чем вы сможете поместить свою историю на страницу, вам нужно понять и проработать её. Одна из самых больших ошибок, которые совершают новые авторы, когда они начинают свой "нулевой" драфт без погружения в историю: без аутлайна, без библии персонажей. У них есть только общая концепция и желание писать. Такой энтузиазм - это потрясающе, но и разрушительно.

Очень немногие сценаристы могут просто начать писать и закончить чем-то, что напоминает историю, особенно полнометражную историю. Те, кто может это сделать качественно, сбивают нас с ориентира. Большинству из нас требуется больше времени. Если представить, что таких авторов не существуют, то вам станет легче.

Большинству из нас приходится начинать с аутлайна (краткого описания каждой сцены). Не ругайте себя, каким бы ни был ваш процесс, позвольте своему мозгу выплеснуть текст на страницу.

Может быть, вам нравится начинать с ручки и бумаги и рисовать сюжетные арки и диаграммы. Возможно, вам нравится создавать блокноты с фрагментами и сценами, вокруг которых вы хотите построить вашу историю.

Может быть, – если вы похожи на меня – вам нравится открывать пустой документ и просто начинать печатать, не обращая внимания на пунктуацию или порядок. Пусть идеи через ваши пальцы попадают на экран. После того, как вы потратили некоторое время, начните искать части, которые подходят друг другу, персонажей, которые отражают друг друга и вписываются в ваш сюжет или наоборот.

-2

Бит-лист

Тем не менее, нужно отбросить поток сознания и начать формировать сюжет, продвигаясь к бит-листу.

Бит-лист, для тех, кто, возможно, не знает, - это список сюжетных моментов, которые составляют вашу историю. Один бит может состоять из нескольких небольших сцен, или длинная сцена может охватывать несколько битов. Как последний бит допроса в фильме "Несколько хороших парней". В целом, большинство сценариев полного метра будут иметь около сорока битов.

Оставьте в стороне любые диалоги или эмоции. Старайтесь придерживаться персонажей, сеттапа (если это уместно) и ДЕЙСТВИЙ. Написание этой версии ваших битов заставляет вас ПОКАЗЫВАТЬ, а не РАССКАЗЫВАТЬ, как можно больше, гарантируя, что ваша история активно развивается.

Сведение ваших битов к минимуму также позволяет им поместиться на одной или двух страницах, что даёт вам отличную визуализацию всей вашей истории. Это позволяет увидеть структуру, арки и основные сюжетные точки таким образом, чтобы ваш разум мог легко переварить всё сразу.

Если это вам поможет, вы можете записать свои биты на цветных карточках (например, один цвет для каждой сюжетной линии или один цвет для битов с положительным зарядом и другой для отрицательных) и повесить их на стену, чтобы более чётко визуализировать свою историю.

Вот несколько образцов битов из фильма "Тайна Коко":

-3

– Прапрабабушка Мигеля БЛАГОСЛОВЛЯЕТ его с условием, что он никогда не будет играть музыку.

– Мигель ПРОСЫПАЕТСЯ в мире живых, сразу же играет на гитаре и ОТПРАВЛЯЕТСЯ ОБРАТНО в страну мёртвых.

– Мигель УБЕГАЕТ, чтобы найти Эрнесто де ла Круса и получить благословение без каких-либо условий.

Обратите внимание, что средний бит состоит из нескольких коротких сцен, которые складываются в один важный сюжетный момент, отвечая на драматический вопрос: “Может ли Мигель нарушить условие без последствий?”

Составление вашего бит-листа должно занять некоторое время и несколько раз вам придётся его переписать. Если вы довольствуетесь идеями с "первой полки", которые приходят вам в голову, скорее всего, ваша история неоригинальна и в ней много клише.

Конечно, не нужно себя загонять в жёсткие рамки, и я не из тех, кто тратит слишком много времени на процесс изложения, но чем больше работы вы сделаете на этом этапе, тем легче будет писать.

Время писать

После того, как у вас появился крепкий бит-лист, которым вы поделились с несколькими доверенными друзьями для обратной связи и отдохнули нескольких дней, пришло время начать драфт.

Откройте любую программу, которую вы используете для написания сценариев, и вставьте свой бит-лист прямо в файл сценария. (Поздравляю! У вас уже есть слова на странице!)

Начинайте с самого начала и удаляйте биты их по мере написания. Или начните со сцены, которая вас больше всего волнует, и работайте от неё назад или вперёд. Просто начинайте писать.

Вот несколько советов, которые помогут вам продолжать писать дальше:

Не бойтесь корректировать свои биты, если вы обнаружите что-то в процессе написания. Перестраивайте, добавляйте недостающие биты или убирайте те, которые вам не нужны.

Если вы попадаете в сцену, которую вы не готовы написать или которая по какой-то причине пугает - пропустите её. Напишите следующую часть истории и вернитесь к этой сцене, когда будете готовы.

Когда вы снова возьмёте свой сценарий после перерыва, вернитесь к тому, что вы написали накануне, и перечитайте его. Позвольте себе внести некоторые правки, чтобы разогреться и заново познакомиться со своей историей, а затем погрузитесь в следующую сцену. (Я понял, что это помогает мне не тратить первые тридцать минут сеанса написания, уставившись на пустую страницу.)

Во время написания "нулевого" драфта старайтесь писать каждый день, даже если это займёт всего несколько минут. Следите за каждым днём, который вы пишете, вычеркивая их в календаре. Мотивация поддерживать цепочку поможет продвинуть ваше письмо вперёд.

Установите для себя крайние сроки и расскажите кому-нибудь, чтобы привлечь себя к ответственности. Но если вы пропустите крайний срок, не позволяйте этому замедлить вас. Помните, что маленькие, реалистичные цели гораздо более мотивируют, чем большие цели, с которыми вы будете бороться. (Поставьте цель писать по десять минут каждый день, а не по десять страниц).

Если вы дойдёте до линии диалога, которую не можете придумать, дайте себе разрешение написать: "ЗДЕСЬ ЧТО-ТО СМЕШНОЕ" или что-то в этом роде, и двигайтесь дальше. Не позволяйте себе зацикливаться на деталях, которые, вероятно, изменятся в следующем драфте. Другими словами – не жалейте текст.

В конце сеанса письма оставьте себе записку на следующий день. Напишите о том, как вы хотите, чтобы началась следующая сцена, или сцена определённого персонажа. Дайте себе немного вдохновения, которое вам нужно, чтобы начать сильно следующий день.

Наконец, когда вы дойдёте до конца своего драфта, празднуйте! Составление первого черновика - самая трудная часть всего процесса написания. Это может быть очень плохо. В конечном итоге, вы перепишите 90%. Но кто знает? Может быть, вы только что написали первый черновик чего-то удивительного.

И вы никогда не напишете ничего удивительного, не написав сначала что-нибудь посредственное. Вы должны начать, прежде чем сможете закончить. Так что дайте себе разрешение начать работу и действуйте.

by Angela Bourassa

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте