Основными неисправностями кислотных аккумуляторов являются:
- разрушение положительных пластин из-за коррозии решетки и оплывания активной массы;
- ненормальная (необратимая) сульфатация;
- короткое замыкание пластин в результате разрушения сепараторов;
- нарушение электрической цепи АКБ;
- трещины в моноблоке и мастике, отслоение мастики;
- повышенный саморазряд;
- отстающие аккумуляторы;
- повреждение и износ полюсных выводов;
- переполюсовка пластин;
Ненормальная (необратимая) сульфатация. Сульфатацией принято называть образование на поверхности и в порах активной массы пластин крупных, труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца. Она возникает в результате небрежного, неправильного ухода за батареей. При сульфатации резко возрастает внутреннее сопротивление аккумуляторов.
Необратимая сульфатация пластин связана с рекристаллизацией сульфата свинца, в результате чего образуется сплошной слой крупнокристаллического сульфатного осадка. Зарядить такую пластину значительно труднее, так как скорость растворения макрокристаллов в отличии от микрокристаллов мала. При этом емкость электродов резко падает.
Причины ненормальной сульфатации:
- хранение аккумуляторов в разряженном или частично заряженном состоянии;
- длительное хранение заряженных аккумуляторов;
- систематические глубокие разряды или недозаряды аккумуляторов;
- чрезмерные заряды аккумуляторов и заряды большими токами;
- повышенный саморазряд;
- отсутствие уравнительных зарядов;
- повышенная температура и плотность электролита;
- пониженный уровень электролита;
- доливка в аккумуляторы электролита вместо дистиллированной воды;
- применение загрязненного электролита.
Наличие ненормальной сульфатации может быть установлено по внешнему виду пластин. Заряженные сульфатированные пластины имеют различную окраску. Отрицательные - светло-серую или беловато-серую, а при глубокой сульфатации имеют белые пятна (нормальные пластины имеют серый цвет). Положительные - светло-коричневую (нормальные - темно-коричневые).
Признаки ненормальной сульфатации при заряде:
- повышенное напряжение при включении под заряд (до 3В на элемент); в начале заряда напряжение постоянно уменьшается, а в конце - возрастает, оставаясь ниже нормального (около 2,5В);
- быстрое повышение температуры электролита;
- медленное увеличение плотности;
- преждевременное появление газообразования;
- увеличение продолжительности заряда в 2-3 раза.
Признаки ненормальной сульфатации при разряде:
- значительное уменьшение отдаваемой емкости;
- снижение разрядного напряжения;
- повышение температуры электролита.
Устранение незначительной (начинающейся) сульфатации производить следующим образом: долить в аккумулятор дистиллированной воды так, чтобы уровень электролита был немного выше нормального и заряжать батарею нормальным зарядным током до появления сильного газовыделения. Затем прервать заряд на 20-30 мин. и длительно заряжать аккумулятор током, равным 1/10 нормального зарядного тока. Десульфатацию вести до тех пор, пока плотность электролита не будет повышаться в течение 6-12 ч.
Устранение сильной сульфатации (десульфатация) производится следующим образом: разрядить батарею током меньше нормального до напряжения 1,7 В на элемент, слить из элементов электролит, промыть и заполнить их дистиллированной водой. После - произвести заряд током, при котором напряжение на элементе будет не более 2,2-2,3 В на элемент, по достижении плотности электролита 1,1-1,2 г/см3 вторично заменить его дистиллированной водой. Продолжить заряд батареи тем же током до прекращения повышения плотности электролита при одновременном сильном газовыделении, разрядить батарею номинальным разрядным током (током 10-ти часового режима). Циклы "заряд-разряд" производить до тех пор, пока пластины не восстановятся, затем довести плотность электролита до нормальной и дать контрольный разряд (отдаваемая емкость должна быть больше 75-80 %.