Найти тему
Уклад Мастроте

Ужасная измена сластолюбивого жития

Оглавление

Автор:

Автор неизвестен.

Дата создания - 1701 год.

История:

Особую страницу в истории литературы Петровской эпохи занимает история театра и драматургии.

Если для XVII в. отмечается только придворный и школьный театр, то XVIII столетие открывается попыткой создать театр публичный: в 1702 г. в Москве на Красной площади по повелению царя строится «комедийная храмина», в которую приглашается труппа странствующих актеров из Германии под руководством Иоганна Кунста, а затем, после смерти Кунста, – Отто Фюрста. В театре Кунста-Фюрста ставились пьесы из репертуара бродячих немецких трупп, «английские комедии", пользовавшиеся особым успехов в Германии с начала XVII века («Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Софонизбы, королевы Нумидийския», «Принц Пикельгеринг, или Жоделет», «Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его», «Комедия о Дон-Яне и Дон-Педре», «Амфитрион», и др.). Пьесы эти обыкновенно повествовали о чрезвычайно благородных и прекрасных героях, которые говорили друг с другом изысканно-вежливым, даже напыщенным языком. В этом театре перед зрителем неожиданно открывался новый мир: наивный, фантастический, полный душевного благородства, трогательных чувств и переживаний, мир, в котором можно было расслышать какие-то отголоски и отзвуки культуры европейского Ренессанса. Очевидно, что этот театр не мог удовлетворить Петра, которому хотелось, чтобы пьесы пропа-гандировали его реформы. В то же время театр Кунста-Фюрста через некоторое время перестал пользоваться популярностью у зрителей как из-за весьма удаленного от русской жизни содержания, так и по причине того, что язык пьес был очень тяжелым и затруднял их восприятие (показателен хотя бы перевод названия знаменитой комедии Мольера «Смешные жеманницы», который звучал в театральной программе как «Драгия смеяныя»).

Значительно более важную общественно-воспитательную роль сыграл другой тип раннего русского театра – школьный, успешно развивавшийся в Москве при Славяно-греко-латинской академии и – впоследствии – при Гошпитальной школе. Первый школьный спектакль в московской Славяно-греко-латинской академии состоялся уже через 4 месяца после указа Петра о преобразовании московской академии по типу Киево-могилянской в ноябре 1701 г. Была поставлена «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным» - драма на сюжет евангельской притчи о богатом и о Лазаре. Школьные пьесы с течением времени становятся все более светскими, углубляется их политическая направленность, авторы стремятся откликнуться на современные события, на отдельные действия правительства, на победы, одержанные под предводительством Петра. Пьесы Славяно-греко-латинской академии не только изображали высший, надчеловеческий мир, но и сообщали сведения об отдельных категориях этого мира, поясняли смысл "аллегорических персонажей, содержали указания о пользе учения и о прочем, что выходило уже за пределы богословского круга знаний и могло обогатить культурно-исторический кругозор слушателей и зрителей. Таким образом, пьесы академии стали выполнять и просвети-тельскую функцию. В качестве яркого примера можно привести «Действо о семи свобод-ных науках», сочиненное специально для пропаганды знания и учения, а также для характеристики отдельных наук и их практического приложения.

Постепенно усиливается и политическое звучание школьных пьес. Российскую империю олицетворяют Марс Российский и Орел Российский, а также Ревность Российская, Крепость Росская, Храбрость Росская и т.д. Постепенно в пьесах все больше и больше опускается собственно действие. Все служит тому, чтобы разъяснить политическое положение в мире, установившееся в результате какого-либо известного всем события. Зрителям предлагается понятный политический комментарий к событиям, подготовленный в драматической форме. Например, одна из наиболее известных пьес того времени – «Слава Российская», написанная по поводу коронации Екатерины I, - в основном состоит из ряда статичных сцен, которые изображают признание главенства России странами, ранее ей враждебными (Швецией, Польшей, Персией, Турцией); в действии также участвуют благосклонные к России античные божества Нептун, Паллада, Марс, Любовь Российская (Cupido), Слава, Виктория, Флора и обычные олицетворения добродетелей и пороков: Истина, Премудрость, Зависть, Гордость, Гнев. В не менее известной «Славе печальной» так же статично показывается смятение этих стран (и всей вселенной) в связи со смертью Петра Великого.

Уже в XVII веке существовала традиция прерывать действие серьезной пьесы комическими сценками, то контрастирующими с содержанием основной драмы, то позволяющими лучше понять ее смысл, получившими название интермедий, интерлюдий или «междувброшенных действ». Интермедии эти, как правило, разрабатывают общеизвестные бродячие сюжеты. Герой одной интермедии, старик, тяготящийся жизнью, призывает смерть, но когда она является, пугается и просит ее помочь ему донести домой дрова (сюжет восходит к басне Эзопа). Однако, в отличие от басни, в интермедии Смерть не слушает старика и неумолимо подкашивает его косой в то время, когда он произносит нравоучение: «Сами здравствуйте на лета премнога, званием смерти не гневайте Бога». Зачастую в интермедиях происходит творческое освоение заимствуемого материала, который связывается с конкретными условиями русского быта и перерабатывается в традиции русской народной драмы. Так, «шутовские персоны», носящие имена Гаера или Арлекина, близки к образу веселого скомороха – плясуна, музыканта и балагура, запечатленному в русском устном народном творчестве.

-2

Содержание и анализ:

Наиболее «барочной» была драматургия. В России было 3 вида театра: общедоступный, публичный и школьный. Петр использовал зрелищные мероприятия для пропаганды своих преобразований. В публичном театре ставились переводные пьесы. Прямая зависимость русского театра от зарубежной литературы определила его барочный характер (пьесы Мольера «Доктор поневоле», «Амфитрион»). Театральные представления сопровождались музыкальными и балетными номерами, оформление сцены нередко было красочным.

Одна из ранних школьных драм «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным». В этой ранней пьесе мы встречаемся с танцами, пением – этот синтез был характерен барочному искусству. Школьные пьесы сугубо религиозного содержания, в которых проповедовались смирение и послушание, пассивность, отказ человека от пользования земными радостями, не могли удовлетворить требованиям, предъявленным театру петровским временем.

Драма «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным» состоит из антипролога (живые картины, аллегорически представляющие содержание пьесы и объясняемые песнью хора), пролога, трех частей с четырьмя явлениями и заключительным хором в каждой, и их эпилога. Действующие лица: богатый пиролюбец и его друзья: Лазарь, Cластолюбие, Прелесть, Мир, Милость, ангелы, Истина, Гнев Божий, Смерть. Пьеса обильно украшена сценическими эффектами, например, ангел с ключом в руках нисходит с неба и открывает адскую бездну; отсюда вырывается дым, огонь, раздаются вопли, сюда, среди ударов грома, проваливается тело грешного богача. Сцена, на которой разыгрывалась эта пьеса, представляла, подобно сцен театра мистерии, небо, землю и адскую бездну.

-3