Найти в Дзене
Автопознайка

Что такое регулировка клапанов и почему она так важна - рассказываю простым языком

Всем доброго времени суток, с Вами Автопознайка. Давайте сегодня немного окунемся в техническую часть автомобиля, а точнее разберемся с тем, что такое регулировка клапанов и почему эта процедура очень важна для продления ресурса нашего двигателя.

ДВС
ДВС

Для того, что бы понять суть, нам так или иначе следует ознакомиться с общей конструкцией двигателя внутреннего сгорания, точнее с несколькими его элементами. Во-первых, что такое клапан и для чего он нужен. Выглядит он вот так:

Клапан двигателя
Клапан двигателя

Он необходим для того, что бы регулировать подачу топливно-воздушной смеси в камеру сгорания, или вывода отработанных газов из этой камеры. Вы, возможно, слышали о том, что существуют 8-ми и 16-ти клапанные двигатели (по факту их существует еще больше видов). В зависимости от конструкции двигателя, на каждый цилиндр 4 - цилиндрового двигателя может устанавливаться 2 или 4 клапана. Если клапана 2 - один отвечает за подачу топливной смеси, открываясь в нужный момент и впуская в цилиндр топливную смесь (впускной). Потом он закрывается, топливная смесь прогорает в камере сгорания, и открывается выпускной клапан, выпуская из двигателя отработанные газы. Если четыре - то по два на впуск и по два на выпуск. На рисунке показан весь этот процесс.

1 - Клапан двигателя впускной 2 - Свеча зажигания 3 - Выпускной клапан
1 - Клапан двигателя впускной 2 - Свеча зажигания 3 - Выпускной клапан

Что же заставляет открываться и закрываться клапаны двигателя в нужное время? Это еще один элемент конструкции ДВС - распределительный вал.

Распредвал
Распредвал

Он устанавливается сверху всех клапанов и воздействует на них выпуклыми местами (кулачками). Для уменьшения силы удара, которой кулачок распредвала воздействует на клапан, на него устанавливают толкатели - специальный металлические цилиндры. Все это показано на рисунке ниже.

1 - Кулачок распредвала 2 - Распредвал 3 - Толкатель 4 - Клапан 5 - Камера сгорания
1 - Кулачок распредвала 2 - Распредвал 3 - Толкатель 4 - Клапан 5 - Камера сгорания

И вот, мы подбираемся к сути проблемы. Клапан, двигаясь вперед - назад вдоль своей оси, контактирует с так называемым седлом, обозначенным на рисунке голубыми квадратиками (цифра 2).

Контакт клапана с седлом
Контакт клапана с седлом

Это необходимо для того, что бы клапан, получающий тепло от сгоревшей смеси в камере сгорания, отдал его головке блока двигателя и тем самым охладился. Кроме того, плотный контакт с седлом необходим, что бы топливная смесь в момент сжатия и воспламенения, не вышла прежде времени в выхлопную систему, или наоборот, обратной во впускной тракт.

Но, как мы знаем, трущиеся элементы имеют обыкновение стираться. И вот представьте, что наше седло стерлось, и образовался зазор. В камеру сгорания поступает топливная смесь, начинается такт сжатия. Клапана закрыты, но не плотно.

Через зазор начинает выходить во впуск и/или выпуск невоспламенившаяся топливная смесь. Это - падение компрессии и мощности двигателя.

Кроме этого, после того, как смесь воспламениться, она опалит через эти зазоры внутреннюю сторону клапанов, что приведет в скором времени к дорогостоящему ремонту.

Так же, беда в виде паразитной силы трения может прийти и с другой стороны. Кулачок, контактируя с толкателем, стирает его крышку. В этом случае образуется излишний зазор между ними.

Выработка на толкателе
Выработка на толкателе

Если ничего не делать, то первое, с чем вы столкнетесь - это "дизеление" двигателя. Он начнет работать шумно, поскольку смещаются фазы впуска и выпуска топливной смеси, падает мощность двигателя и т.д.

В общем и целом - как и в первом, так и во втором случае регулировка клапанов крайне важна и нужна для поддержания работы двигателя в норме и ради избежания дорогостоящего ремонта.

Регулируют клапаны на СТО различными способами - меняют, например, сами толкатели. На некоторых толкателях есть регулировочные шайбы.

Регулировочные шайбы
Регулировочные шайбы

Они устанавливаются на самом верху толкателя, и при необходимости, меняются без замены самих толкателей.

Интервалы регулировки у разных производителей различны, однако как правило он составляет 60-100 тысяч километров пробега при использовании бензина. Если же Вы используете ГБО - уменьшайте срок регулировки вдвое. Объясняется это тем, что температура горения газовой смеси выше, чем бензиновой. Следовательно, износ конструкции наступает быстрее.

Как Вы поняли, регулировка клапанов - важная и необходимая процедура. Надеюсь, Вам все было понятно, т.к. я старался рассказать все максимально простым языком. Если нет - задавайте вопросы в комментариях. Так же ставьте лайки и подписывайтесь - впереди много интересного. Удачи на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются