Классический двигатель внутреннего сгорания работает за счет сжигания топливно-воздушной смеси. При сгорании образуется большое количество тепла. Часть его, а именно до 40%, мотор преобразует в полезную работу, то есть в ту самую мощность и крутящий момент на которые мы смотрим при выборе автомобиля, а государство при расчете транспортного налога. Вопрос — куда девать остальное? Чтобы не раскалить ДВС докрасна его нужно охлаждать.
В начале в качестве охлаждающей среды использовался самый доступный материал — воздух. С ростом объема и мощности двигателей эффективности воздушного охлаждения стало не хватать. Была придумана система жидкостного охлаждения. Упрощенно, она состоит из каналов в корпусе мотора, по которым перемещается жидкость, забирая излишнее тепло и радиатора, где это тепло «отдается» в атмосферу.
Как появились антифризы
Первой жидкостью, которую применили в системе охлаждения была вода. Но сразу обнаружилось несколько минусов. Если воду не дистиллировать, то со временем образуется накипь — отложения солей. В мороз вода замерзает, значительно расширяясь при этом. Конечно, ее можно слить, после поездки и потом залить снова перед следующей, но стоит забыть и…
Решение было найдено, путем смешивания воды и этиленгликоля. Это двухатомный спирт, но сильно залезать в формулы мы не станем. Главная задача была решена — даже при серьезных отрицательных температурах жидкость не замерзала, а если это происходило, то она постепенно загустевала практически не расширяясь и не повреждая систему охлаждения. Отсюда и общее название охлаждающих жидкостей «антифриз» — что значит незамерзающий.
Но и тут возникла проблема. Смесь спирта с водой, да еще и при повышенной температуре это очень агрессивная среда. Металл двигателя, металл радиатора, резина патрубков системы не выдерживали и пары месяцев в такой химической ванне.
В итоге к водно-спиртовой основе начали добавлять присадки, которые не позволяют развиваться коррозии, защищают элементы системы охлаждения и даже смазывают помпу, которая прокачивает антифриз. Собственно, основная разница современных охлаждающих жидкостей именно в составе тех присадок, которые добавлены к основе.
Какие бывают антифризы
Единой системы классификации антифризов не существует. Есть общепринятые стандарты по составу жидкостей разных классов, но маркироваться они могут на усмотрение производителя и страны, в которой антифриз продается.
Негласно за основу взяли систему концерна Volkswagen. Она подразумевает латинскую букву G и цифры после нее. Даже если у конкретного производителя своя система маркировки, скорее всего рядом или в описании вы найдете соответствующую «G»-классификацию.
Для облегчения жизни покупателей производители применяют «цветовую дифференциацию штанов». То есть окрашивают разные классы антифризов разными красителями. Однако, стоит помнить, что это необязательное требование и некоторые компании применяют цвета на свое усмотрение, хотя крупные производители стараются придерживаться неписаных цветовых правил.
- G11. К этому классу относится знаменитый «ТОСОЛ» и некоторые чуть более современные аналоги. Как правило синего, зеленого или желтого оттенков. Достаточно хорошо противостоит коррозии. Срок службы 2-3 года.
- G12. Антифриз с более современным и богатым пакетом присадок. Еще более стойкий к коррозии. Срок эксплуатации до 5 лет. Окрашивается в оттенки красного и оранжевого цвета.
- G12+ и G12++. Более чистая основа чем у G12 и улучшенные антикоррозионные свойства. Срок службы до 8 лет.
- G13. Самый современный антифриз. В его основе этиленгликоль заменен пропиленгликолем. Состав более экологичен, менее агрессивен. Срок службы до 10 лет.
Какой антифриз заливать в автомобиль
Главный совет — лучше всего тот, который льет завод-изготовитель. Дело в том, что перед тем, как начать использовать на конвейере тот или иной антифриз, производители проводят огромное количество тестов и проверяют, чтобы охлаждающая жидкость нормально работала со всеми компонентами системы охлаждения — металлами, патрубками, прокладками, помпой, не вызывала коррозии и износа. Допустимая замена типа антифриза может быть прописана в инструкции по эксплуатации. В целом от рекомендаций производителя лучше не отклоняться.
Когда пора менять антифриз
- Двигатель начал перегреваться.
- Цвет антифриза стал мутным и сильно отличается от исходного (с промывкой).
- Срок эксплуатации жидкости подошел к концу.
- Уровень антифриза резко снизился (с проверкой на течь).
Можно ли смешивать антифризы
Если речь о жидкостях одного класса разных производителей, то большой проблемы нет, хотя лучше избегать и этого.
Смешивать антифризы разных классов допустимо только в случае явно прописанной совместимости. Если такой информации нет, различные присадки могут вступить в химическую реакцию и полностью вывести из строя всю систему охлаждения.
Если речь об экстренной ситуации, когда нужно долить жидкость в систему охлаждения, то лучше всего использовать дистиллированную воду и при первой возможности полностью поменять антифриз.