После публикации статьи о подпорных стенках из подручных материалов, возводимых при террасировании участков, в комментариях возник вопрос о том, как именно создаются конструкции из автомобильных покрышек. Тема действительно интересная, давайте рассмотрим ее подробнее.
Сразу же возникают два вопроса: какие покрышки использовать и как их скреплять (и нужно ли это вообще).
Для бытовых целей, то есть обустройства собственного участка с не слишком большим уклоном, вполне достаточно покрышек от обычных легковых автомобилей. Плюс такого решения в том, что заполучить отработанную "резину" в автосервисах можно бесплатно или с практически неощутимыми затратами. Еще и спасибо скажут... может быть :)
Покрышки от грузовиков - это материал для строительства более серьезных конструкций, например, подпорных стенок над дорогой или укрепления обрыва, оврага.
Что касается скрепления, тут есть несколько вариантов. Первый, и самый простой - использовать знание законов физики, в частности, действия сил гравитации и трения. Сами по себе покрышки тяжелые, не скользкие, сцепление уложенных друг на друга изделий неплохое. Если наполнить полученную "емкость" гравием, песком, щебнем, да даже просто грунтом - стенка из таких шин уже будет хорошо выдерживать не слишком большое давление груза. Если же есть сомнения в прочности конструкции, можно использовать крепеж.
Кстати, очень рекомендую статью, посвященную именно обустройству подпорной стенки с последующим декоративно-функциональным оформлением площадки и склонов.
Если говорить о надежности опорной стенки, не стоит забывать о том, что ее лучше наклонить в ту сторону, с которой будет идти нагрузка - то в сторону выше расположенной террасы. И укладка ярусами со смещением как дает нужную надежность даже без дополнительного крепежа.
Интересно, что при "кирпичной" кладке, промежутки между шинами можно заполнять подручным материалом - от битого кирпича или камня до пустых бутылок и банок.
Еще несколько важных моментов.
Первое - как бы ни были тяжелы и прочны набитые грунтом или дробленым камнем покрышки, на глинистом грунте они могут "поехать" под тяжестью напирающего со стороны террасы грунта, особенно после дождей. Поэтому лучше заглубить нижний ряд в землю и позаботиться о дренаже.
Второе - лучше заранее защитить будущую стену от расползания, подстелив геотекстиль. Тут и гидроизоляция в определенной степени, и защита от корней растений, и просто большая устойчивость.
И третье. Как бы ни практична была опорная стена - или просто стена - из шин, выглядит она не очень. Поэтому большинство создателей стараются ее облагородить.
Один из вариантов, особенно хорошо подходящей для наклонной многоярусной стенки - высадка зелени.
Можно также попытаться оштукатурить стенку, на основе стандартной штукатурной сетки (тоже укрепление, если подумать), или заполняя промежутки камнем, кирпичом, другими материалами.
Ну и самое простое, пожалуй - отсыпка верхнего (видимого) слоя заполнения красивым гравием или галькой.
Плюсы устройства опорных стенок из шин очевидны:
- убранный во время террасирования грунт не надо никуда девать, он используется для набивки покрышек;
- можно утилизировать весь строительный мусор с участка - битый кирпич и бетон, плитку и стекло, песок и цемент, гравий - для заполнения шин;
- приобретение покрышек не требует больших затрат;
- не нужны тяжелая техника и участие большого количества работников.
Увы, минус тоже очевиден. Все-таки резина - не самый безопасный материал. Хоть он и относится к четвертому классу (минимальный), но ценители экологии трижды подумают, надо ли применять покрышки на своем участке.