Найти тему
Новгородский строитель

Подпорные стенки из покрышек (шин). Способы соединения, конструкции, правила строительства

После публикации статьи о подпорных стенках из подручных материалов, возводимых при террасировании участков, в комментариях возник вопрос о том, как именно создаются конструкции из автомобильных покрышек. Тема действительно интересная, давайте рассмотрим ее подробнее.

Сразу же возникают два вопроса: какие покрышки использовать и как их скреплять (и нужно ли это вообще).

Для бытовых целей, то есть обустройства собственного участка с не слишком большим уклоном, вполне достаточно покрышек от обычных легковых автомобилей. Плюс такого решения в том, что заполучить отработанную "резину" в автосервисах можно бесплатно или с практически неощутимыми затратами. Еще и спасибо скажут... может быть :)

Это горящая свалка шин в Кувейте (так называемая Сулабия), но, подозреваю, в России тоже можно найти такие скопления - и разжиться полезным строительным материалом "на халяву"
Это горящая свалка шин в Кувейте (так называемая Сулабия), но, подозреваю, в России тоже можно найти такие скопления - и разжиться полезным строительным материалом "на халяву"

Покрышки от грузовиков - это материал для строительства более серьезных конструкций, например, подпорных стенок над дорогой или укрепления обрыва, оврага.

-3

Что касается скрепления, тут есть несколько вариантов. Первый, и самый простой - использовать знание законов физики, в частности, действия сил гравитации и трения. Сами по себе покрышки тяжелые, не скользкие, сцепление уложенных друг на друга изделий неплохое. Если наполнить полученную "емкость" гравием, песком, щебнем, да даже просто грунтом - стенка из таких шин уже будет хорошо выдерживать не слишком большое давление груза. Если же есть сомнения в прочности конструкции, можно использовать крепеж.

Связывание синтетическим тросом или проволокой. Один из самых простых способов. На фото неплохо видно, что шины соединены в длинные "цепочки", где роль соединительного звена выполняет тот самый трос. Между собой ярусы не скреплены
Связывание синтетическим тросом или проволокой. Один из самых простых способов. На фото неплохо видно, что шины соединены в длинные "цепочки", где роль соединительного звена выполняет тот самый трос. Между собой ярусы не скреплены
Соединение болтами или шпильками. Аналогично можно использовать связывание, скрепляя между собой покрышки в поле произвольного размера
Соединение болтами или шпильками. Аналогично можно использовать связывание, скрепляя между собой покрышки в поле произвольного размера
Принцип соединения болтами или шпильками в разрезе
Принцип соединения болтами или шпильками в разрезе

Кстати, очень рекомендую статью, посвященную именно обустройству подпорной стенки с последующим декоративно-функциональным оформлением площадки и склонов.

Пример связывания для устройства "поля" из покрышек
Пример связывания для устройства "поля" из покрышек
Заполнение покрышек грунтом после соединения - подготовка для следующего слоя
Заполнение покрышек грунтом после соединения - подготовка для следующего слоя
Лучшего качества фотографии не нашлось, но все же видно, что шины соединены длинным прутков с накладками-хомутами и дополнительным усилением из вырезанных (из тех же покрышек) полосами резины
Лучшего качества фотографии не нашлось, но все же видно, что шины соединены длинным прутков с накладками-хомутами и дополнительным усилением из вырезанных (из тех же покрышек) полосами резины
Для создания отдельных колонн можно проделать в покрышках три-четыре отверстия и пропустить через них трос или арматуру
Для создания отдельных колонн можно проделать в покрышках три-четыре отверстия и пропустить через них трос или арматуру
При укладке шин по принципу кирпичной кладки - то есть со смещением - имеет смысл также пробивать арматурой или кольями по несколько вертикальных рядов сразу. Аналогично поступают при строительстве домов из покрышек, домов из мешков
При укладке шин по принципу кирпичной кладки - то есть со смещением - имеет смысл также пробивать арматурой или кольями по несколько вертикальных рядов сразу. Аналогично поступают при строительстве домов из покрышек, домов из мешков
-12
Связывать можно не только расположенные в одном ярусе покрышки, но и шины в колонне. Проложив от верхнего ряда ленты геотекстиля и заанкерив их в грунт, можно дополнительно укрепить будущую террасу
Связывать можно не только расположенные в одном ярусе покрышки, но и шины в колонне. Проложив от верхнего ряда ленты геотекстиля и заанкерив их в грунт, можно дополнительно укрепить будущую террасу
Так тоже можно "заякорить" стену
Так тоже можно "заякорить" стену
Еще один вариант скрепления колонн
Еще один вариант скрепления колонн

Если говорить о надежности опорной стенки, не стоит забывать о том, что ее лучше наклонить в ту сторону, с которой будет идти нагрузка - то в сторону выше расположенной террасы. И укладка ярусами со смещением как дает нужную надежность даже без дополнительного крепежа.

-16

Интересно, что при "кирпичной" кладке, промежутки между шинами можно заполнять подручным материалом - от битого кирпича или камня до пустых бутылок и банок.

-17

Еще несколько важных моментов.

Первое - как бы ни были тяжелы и прочны набитые грунтом или дробленым камнем покрышки, на глинистом грунте они могут "поехать" под тяжестью напирающего со стороны террасы грунта, особенно после дождей. Поэтому лучше заглубить нижний ряд в землю и позаботиться о дренаже.

-18

Второе - лучше заранее защитить будущую стену от расползания, подстелив геотекстиль. Тут и гидроизоляция в определенной степени, и защита от корней растений, и просто большая устойчивость.

-19

И третье. Как бы ни практична была опорная стена - или просто стена - из шин, выглядит она не очень. Поэтому большинство создателей стараются ее облагородить.

Один из вариантов, особенно хорошо подходящей для наклонной многоярусной стенки - высадка зелени.

-20

Можно также попытаться оштукатурить стенку, на основе стандартной штукатурной сетки (тоже укрепление, если подумать), или заполняя промежутки камнем, кирпичом, другими материалами.

-21
-22

Ну и самое простое, пожалуй - отсыпка верхнего (видимого) слоя заполнения красивым гравием или галькой.

-23

Плюсы устройства опорных стенок из шин очевидны:

  • убранный во время террасирования грунт не надо никуда девать, он используется для набивки покрышек;
  • можно утилизировать весь строительный мусор с участка - битый кирпич и бетон, плитку и стекло, песок и цемент, гравий - для заполнения шин;
  • приобретение покрышек не требует больших затрат;
  • не нужны тяжелая техника и участие большого количества работников.

Увы, минус тоже очевиден. Все-таки резина - не самый безопасный материал. Хоть он и относится к четвертому классу (минимальный), но ценители экологии трижды подумают, надо ли применять покрышки на своем участке.

Авто
5,66 млн интересуются