.
В контексте рассуждений о смыслах и свидетельствах книги Откровение отдельного внимания заслуживает еще одна особенность трудов ап. Иоанна, — а именно множественные указания апостола на открытие в свете Нового Завета вселенских пророческих смыслов различных предначертательных образов, само наличие которых в ветхозаветных священных текстах пребывало до времени под покровом тайны.
Подобные иносказания не выглядят «классическими» пророчествами, так что даже самые грамотные иудейские книжники не видели в них мессианских свидетельств и не могли ожидать их очевидного исполнения. И даже после того, как по мере совершения евангельских событий эти образы воплощались в реальность, — утверждать, что они, подобно прямым пророчествам, исполнились буквально (т.е. «сбылись»), было бы неправильно, так как об исполнении библейских иносказаний возможно говорить только во втором смысле понятия «исполнение», воспринимая его как «наполнение» и «достижение полноты».
При этом ап. Иоанн постоянно обращается к таким иносказаниям, и, связывая обозначенные в них прикровенные смыслы с событиями времен Нового Завета, по сути свидетельствует о том, что в ветхозаветных писаниях изначально присутствовали образы и предначертания грядущих вселенских событий.
(К слову, необходимость собирательного богословского осмысления ветхозаветных событий отмечает и ап. Павел, сравн.: «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», 1 Кор.10:11)
И поскольку об отдельных эпизодах и целых сюжетах книги Откровение предстоит рассуждать с учетом подобных свидетельств, — есть смысл рассмотреть в качестве примеров некоторые ветхозаветные события, которые раскрываются в Евангелии от Иоанна именно как пророческие образы новозаветных времен.
.
Сон патриарха Иакова
.
В эпизоде с призванием Нафанаила, который описан только в Евангелии от Иоанна (Ин.1:45-51), Господь сначала свидетельствует Нафанаилу о Себе, давая понять, что наблюдал за ним еще до их очной встречи, когда Нафанаил был «под смоковницею» (к слову, даже эту маленькую деталь можно трактовать не только буквально, но и как богословскую аллегорию). А далее Спаситель возвещает во всеуслышание, что все, кто последует за Ним, увидят не только небесные знамения, но и саму небесную реальность («…истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому», Ин.1:51), прямо связывая Свое служение с пророческими смыслами ветхозаветного сна-видения патриарха Иакова:
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней… И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Быт.28:12-17)
.
.
Другими словами, апостол Иоанн по сути свидетельствует о том, что обычный с виду человек Иисус из города Назарета есть Сам Господь, стоявший в видении патриарха Иакова на небесной лестнице дома Божьего и управлявший Святым Ангельским Воинством (сравн. – Еф.1:20-23). И хотя в пророческом сне патриарха Иакова не было ни указаний, ни намеков на то, что явленные ему «небесные врата» откроются в свое время не только для Ангелов, но и для людей Божьих, — в словах Спасителя, которые приводит ап. Иоанн, утверждается, что грядущий Новый Завет не просто воплощает сон Иакова в реальность, но и открывает «врата дома Божьего» для для освященного верой человеческого взора (Ин.1:51).
При этом весьма знаменательно, что новозаветные свидетельства об «открытии небесных врат» продолжаются в книге Деяний, где уже первомч. Стефан свидетельствует о том, что видит «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55-56), — а тайнозритель книги Откровение сам входит в недоступные ранее «небесные врата» и становится прямым причастником происходящих за этими вратами событий:
После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего (Откр.4:1)
.
А это означает, что Евангелие от Иоанна, книга Деяний и книга Откровение раскрывают в видении патриарха Иакова и образы будущего, явленные ветхозаветным пророкам (пока это видение было ограничено своим временем), — и уже утвержденную во Христе новозаветную реальность (когда речь идет о смыслах, открывшихся в этом видении во времена Нового Завета).
.
Манна небесная
.
Приводя свидетельство Спасителя о том, что чудесная манна, которой при выходе из Египта питался в пустыне народ Израиля, есть один из прообразов «истинного хлеба небесного» (т.е. Самого Господа), ап. Иоанн дает понять, что все события, детали и обстоятельства, связанные с ветхозаветным переходом Синайской пустыни, прорисовали духовную реальность времен Нового Завета:
Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:48-51)
(Очевидно, что «отсчет» времен «питания чудесной манной» начался еще до произнесения Спасителем проповеди о хлебе небесном, Ин.6:32-69. Однако время всестороннего исполнения предначертательных смыслов этого события произошло чуть позже, по Воскресении и Вознесении Господа, когда Церковь Христова начала свой новозаветный «переход пустыни», сравн. – Откр.12:6,14; Откр.2:17)
.
Образ живой воды
.
Евангельский образ небесной «живой воды» является продолжением и дополнением новозаветных образов «чудесной словесной манны»:
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37)
.
Причем совокупность этих образов возрастает до понятия «пища и питие» (Ин.6:55, Рим.14:17), представляющего духовную полноту, жизненно необходимую каждому уверовавшему человеку.
И такая же живая вода, напояющая все мироздание, упоминается в особых «храмовых» видениях пророка Иезекииля:
Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там (Иез.47:1,9)
.
Более того, эти пророческие соответствия прямо свидетельствуют о духовном единстве «второго храма Иезекииля» (Иез.45 – Иез.47) — и Церкви под главою Христа (эта связь будет подробно обсуждаться в дальнейших публикациях канала).
Вместе с тем, в образе «живой воды» раскрываются предначертательные смыслы еще одного события времен исхода Израиля из Египта, когда пророк Моисей ударом своего жезла добыл в пустыне воду из каменной скалы (Исх.17:1-7, Чис.20:7-11). При этом чудесная вода, явленная народу «из камня», связывает в единый смысл новозаветное обетование об обновлении во Христе человеческой природы (Ин.3:3-7, 2 Кор.5:17) — и ветхозаветное иносказание о грядущем обращении «сердца каменного» в «сердце плотяное» (Иез.11:19, Иез.36:26), в результате чего люди Божьи соделаются источниками вод, текущих в жизнь вечную (Ин.4:14).
.
.
А исполнение и завершение различных библейских образов «живительных вод» прорисовано в книге Откровение, где Господь предстает Небесным Пастырем человечества, дарующим духовную пищу и духовное питие всем тем, кто сопричислен к Его избранному стаду:
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр.7:16-17)
.
Образный смысл медного змея
.
.
В Ин.3:14-15 Господь предвозвещает Свое Распятие, Воскресение и Вознесение, обращаясь к ветхозаветному образу «медного змея», посредством которого при переходе Синайской пустыни пророк Моисей спас народ Израиля, погибавший там от ядовитых змеиных укусов (Чис.21:4-9).
.
Образ Пастыря
.
В Ин.10:1-16 и Ин.10:26-29 Господь называет Себя «пастырем добрым», полагающим Свою жизнь для спасения «овец небесного стада», — и тем самым свидетельствует об исполнении в Нем целой череды соответствующих образов и пророчеств из различных книг Ветхого Завета (Быт.49:24, Пс.79:2, Ис.40:10-11, Иер.31:10-11, Иез.34:23, Иез.37:24 и т.д.).
.
.
А книга Откровение прямо продолжает это свидетельство, придавая библейским образам Небесного Пастыря новозаветную полноту и завершенность (сравн. – Откр.7:17, Откр.12:5, Откр.14:4, Откр.19:14-15).
Кроме того, в слове о разных «дворах», с которых «небесные овцы» будут собираться в одно и единое стадо («Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь», Ин.10:16), под понятием «двор сей» Спаситель подразумевает внутренний двор рукотворного иерусалимского храма (т.к. эти слова прозвучали из храмового притвора и были адресованы иудеям, имеющим доступ в так называемый «двор для народа», расположенный прямо перед притвором, Ин.10:23).
И книга Откровение также обращается к образам «двух дворов» и храмового притвора, связывая с этими образами самые существенные новозаветные смыслы (Откр.11:1-3, Откр.10:1-2 и т.д.).
....................................
При этом вполне очевидно, что различных символов и образов, подобных вышеупомянутым (т.е. «манне небесной», «медному змею», «небесному пастырству» и т.д.), в ветхозаветных священных текстах великое множество. И все они (как, впрочем, и многие чудеса, и различные буквально-исторические события) предстают в Евангелии от Иоанна и в книге Откровение вселенскими предначертательными образами духовной реальности времен Нового Завета.
А поскольку пророческая связь между ветхозаветными прообразами и новозаветной реальностью выстраивается в том числе через Божественные чудеса и знамения времен земной проповеди Спасителя (об этом пойдет речь в ближайших публикациях), — это означает, что об истинных смыслах ветхозаветных иносказаний свидетельствуют не только апостолы и евангелисты, но и Сам Отец Небесный.
Тем не менее, в Евангелии от Иоанна неоднократно отмечается, что осознание и уразумение вселенских смыслов новозаветных событий и истинных масштабов евангельских чудес-знамений происходило не моментально, а в то время, которое было предопределено для подобного уразумения Самим Господом (Ин.2:22, Ин.12:16 и т.д.).
Так, например, при описании событий, связанных с изгнанием из храма торгующих, ап. Иоанн говорит о том, что ученики воспринимали происходящее как исполнение слов «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17, Пс.68:10), из чего следует, что в тот момент их субъективное восприятие было ограничено смыслами буквального торга и «физического» храма.
Но затем апостол приводит слова Господа «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19), сопровождая их собственным комментарием, свидетельствующим об образно-знаменательном смысле этого события: «а Он говорил о храме Тела Своего» (Ин.2:21), после чего уточняет, что подобного разумения ученики достигли не в храме, а намного позже, уже после Распятия и Воскресения Господа:
Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин.2:22)
.
Другими словами, каждому разумению ветхозаветных прообразов и новозаветных событий, к которому в соответствии с Божественным Промыслом приходила Церковь Христова, было определено свое особенное время. Так что в этом смысле уже сам факт добавления к трем синоптическим особенного «духовного» Евангелия возвестил времена осознания самых сокровенных новозаветных свидетельств и самых возвышенных богословских смыслов.
А поскольку книга Откровение была дарована Церкви в то же время, что и четвертое Евангелие, и при этом «заняла место» последней книги Новозаветного канона, — нет никаких сомнений, что представленные в ней образы и свидетельства должны отражать в том числе и глобальные пророческие связи между ветхозаветными прообразами и открывающейся в Господе Иисусе Христе новозаветной реальностью.
Так или иначе, есть основания утверждать, что «смысловые формы» книги Откровение не «заимствованы» у древних пророков для представления каких-то новых, «апокалиптических», никак не связанных с ветхозаветными писаниями смыслов, — и что явленные в Откровении словесные и «визуальные» образы, связанные с теми или иными ветхозаветным пророчествами, свидетельствуют об изначальном посвящении этих пророчеств временам и реалиям грядущего Совершенного Завета.
Кроме того, множественные соответствия между священными текстами времен Ветхого Завета и книгой Откровение позволяют предположить, что каждый из сюжетов последней книги Новозаветного канона подобен четвертому Евангелию и может завершаться словами «да сбудется Писание».
В целом же можно отметить, что книга Откровение, раскрывая подлинное (т.е. новозаветное) содержание ветхозаветных символов и образов, свидетельствует о полном единстве источников (происхождения) Ветхого и Нового Заветов, и собирает все без исключения образы и пророчества Св. Писания в одно и единое Божественное Откровение.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Что возвестили миру чудеса и знамения Спасителя?
Предыдущая статья: Ап. Иоанн о евангельских событиях: «да сбудется Писание»
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #единство и общность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса #Иоанн Богослов об исполнении ветхозаветных пророчеств #сон патриарха Иакова, Быт.28:12-15 #новозаветный смысл манны небесной #новозаветный смысл медного змея, Чис.21:8-9, Ин.3:14-15 #вода из камня чудо Моисея смысл Мерива, Чис.20:1-13 #Откровение Иоанна и исполнение пророчеств