Найти в Дзене

Пророческие образы Св. Писания: как будущее предопределило прошлое

Оглавление

.

В контексте рассуждений о смыслах и свидетельствах книги Откровение отдельного внимания заслуживает еще одна знаменательная особенность трудов ап. Иоанна, — а именно множественные указания апостола на вселенские пророческие смыслы различных предначертательных образов, само наличие которых в ветхозаветных священных текстах стало очевидным только во времена Нового Завета.

Подобные иносказания не выглядят «классическими» пророчествами, так что даже самые грамотные иудейские книжники не видели в них мессианских свидетельств и не могли ожидать их очевидного исполнения. И даже после того, как по мере совершения евангельских событий эти образы воплощались в реальность, — утверждать, что они, подобно прямым пророчествам, исполнились буквально (т.е. «сбылись»), было бы неправильно, так как об исполнении библейских иносказаний возможно говорить только во втором смысле понятия «исполнение», подразумевая под этим понятием «наполнение истинным содержанием» и «достижение пророческой полноты».

При этом ап. Иоанн постоянно обращается к таким иносказаниям, и, связывая обозначенные в них прикровенные смыслы с событиями времен Нового Завета, по сути свидетельствует о том, что в ветхозаветных писаниях изначально присутствовали образы и предначертания грядущих вселенских событий.

(К слову, необходимость собирательного богословского осмысления ветхозаветных событий отмечает и ап. Павел, сравн.: «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», 1 Кор.10:11)

И поскольку об отдельных эпизодах и целых сюжетах книги Откровение предстоит рассуждать с учетом подобных свидетельств, — есть смысл рассмотреть в качестве примеров некоторые ветхозаветные события, которые раскрываются в Евангелии от Иоанна именно как пророческие образы новозаветных времен.

.

Сон патриарха Иакова

.

В эпизоде с призванием Нафанаила, который описан только в Евангелии от Иоанна (Ин.1:45-51), Господь сначала свидетельствует Нафанаилу о Себе, давая понять, что наблюдал за ним еще до их очной встречи, когда Нафанаил был «под смоковницею» (к слову, даже эту маленькую деталь можно трактовать не только буквально, но и как богословскую аллегорию). А далее Спаситель возвещает во всеуслышание, что все, кто последует за Ним, увидят не только небесные знамения, но и саму небесную реальность («…истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому», Ин.1:51), и при этом прямо связывает Свое служение с пророческими смыслами ветхозаветного сна-видения патриарха Иакова:

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней… И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Быт.28:12-17)

.

Гюстав Доре. Сон Иакова. Гравюра
Гюстав Доре. Сон Иакова. Гравюра

.

Другими словами, апостол Иоанн по сути свидетельствует о том, что обычный с виду человек Иисус из города Назарета есть Сам Господь, стоявший в видении патриарха Иакова на небесной лестнице дома Божьего и управлявший Святым Ангельским Воинством (сравн. – Еф.1:20-23). И хотя в пророческом сне патриарха Иакова не было ни указаний, ни намеков на то, что явленные ему небесные врата откроются в свое время не только для Ангелов, но и для людей Божьих, — в словах Спасителя, которые приводит ап. Иоанн, утверждается, что грядущий Новый Завет не просто воплощает сон Иакова в реальность, но и открывает врата дома Божьего для освященного верой человеческого взора (Ин.1:51).

При этом весьма знаменательно, что новозаветные свидетельства об «открытии небесных врат» продолжаются в книге Деяний, где уже первомч. Стефан свидетельствует о том, что видит «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55-56), — а тайнозритель книги Откровение сам входит в недоступные ранее небесные врата и становится прямым причастником происходящих за этими вратами событий:

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего (Откр.4:1)

.

А это означает, что Евангелие от Иоанна, книга Деяний и книга Откровение опираются на образы будущего, явленные ветхозаветным пророкам (пока эти образы были ограничены своим временем), — и при этом прямо свидетельствуют об уже утвержденной во Христе новозаветной реальности (когда речь идет о смыслах, открывшихся в этих образах и видениях во времена Нового Завета).

.

Манна небесная

.

Приводя свидетельство Спасителя о том, что чудесная манна, которой питался в Синайской пустыне народ Израиля, есть один из прообразов «истинного хлеба небесного» (т.е. Самого Господа), ап. Иоанн дает понять, что все события, детали и обстоятельства, связанные с исходом Израиля из Египта, прорисовали духовную реальность времен Нового Завета:

Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:48-51)

(Очевидно, что «отсчет» времен «питания чудесной манной» начался еще до произнесения Спасителем проповеди о хлебе небесном, Ин.6:32-69. Однако время всестороннего исполнения предначертательных смыслов этого события произошло чуть позже, по Воскресении и Вознесении Господа, когда Церковь Христова начала свой новозаветный «переход пустыни», сравн. – Откр.12:6,14; Откр.2:17)

.

Образ живой воды

.

Евангельский образ небесной живой воды является продолжением и дополнением новозаветных образов чудесной словесной манны:

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37)

.

Причем совокупность этих образов возрастает до понятия «пища и питие» (Ин.6:55, Рим.14:17), представляющего духовную полноту, жизненно необходимую каждому уверовавшему человеку.

И такая же живая вода, напояющая все мироздание, упоминается в особых «храмовых» видениях пророка Иезекииля:

Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там (Иез.47:1,9)

.

Более того, эти пророческие соответствия прямо свидетельствуют о духовном единстве «второго храма Иезекииля» (Иез.45 – Иез.47) — и Церкви под главою Христа (эта связь будет подробно обсуждаться в дальнейших публикациях канала).

Вместе с тем, в образе живой воды раскрываются предначертательные смыслы еще одного события времен исхода Израиля из Египта, когда пророк Моисей ударом своего жезла добыл в пустыне воду из каменной скалы (Исх.17:1-7, Чис.20:7-11). При этом чудесная вода, явленная народу «из камня», связывает в единый смысл новозаветное обетование об обновлении во Христе человеческой природы (Ин.3:3-7, 2 Кор.5:17) — и ветхозаветное иносказание о грядущем обращении «сердца каменного» в «сердце плотяное» (Иез.11:19, Иез.36:26), что в совокупности представляет людей Божьих источниками вод, текущих в жизнь вечную (Ин.4:14).

.

Франсуа Перье. Моисей высекает воду из скалы.1642 г.
Франсуа Перье. Моисей высекает воду из скалы.1642 г.

.

А исполнение и завершение различных библейских образов «живительных вод» прорисовано в книге Откровение, где Господь предстает Небесным Пастырем человечества, дарующим духовную пищу и питие всем сопричисленным к Его избранному стаду:

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр.7:16-17)

.

Образный смысл медного змея

.

Гюстав Доре. Моисей и медный змей. Гравюра
Гюстав Доре. Моисей и медный змей. Гравюра

.

В Ин.3:14-15 Господь предвозвещает Свое Распятие, Воскресение и Вознесение через обращение к ветхозаветному образу «медного змея», посредством которого при переходе Синайской пустыни пророк Моисей спас народ Израиля, погибавший там от ядовитых змеиных укусов (Чис.21:4-9).

.

Образ Пастыря

.

В Ин.10:1-16 и Ин.10:26-29 Господь называет Себя «пастырем добрым», полагающим Свою жизнь для спасения «овец небесного стада», — и тем самым свидетельствует об исполнении в Нем целой череды соответствующих образов и пророчеств из различных книг Ветхого Завета (Быт.49:24, Пс.79:2, Ис.40:10-11, Иер.31:10-11, Иез.34:23, Иез.37:24 и т.д.).

.

Фреска «Пастырь Добрый», катакомбы Присциллы, III век
Фреска «Пастырь Добрый», катакомбы Присциллы, III век

.

А книга Откровение прямо продолжает это свидетельство, придавая библейским образам Небесного Пастыря новозаветную полноту и завершенность (сравн. – Откр.7:17, Откр.12:5, Откр.14:4, Откр.19:14-15).

Кроме того, весьма знаменательно, что в слове о разных «дворах», с которых «небесные овцы» будут собираться в одно и единое стадо («Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь», Ин.10:16), под понятием «двор сей» Спаситель подразумевает внутренний двор рукотворного иерусалимского храма (т.к. эти слова прозвучали из храмового притвора и были адресованы иудеям, имеющим доступ в так называемый «двор для народа», расположенный прямо перед притвором, Ин.10:23).

И книга Откровение также обращается к образам «двух дворов» и храмового притвора, связывая с этими образами самые существенные новозаветные смыслы (Откр.11:1-3, Откр.10:1-2 и т.д.).

....................................

При этом вполне очевидно, что различных символов и образов, подобных вышеупомянутым (т.е. «манне небесной», «медному змею», «небесному пастырству» и т.д.), в ветхозаветных священных текстах великое множество. И все они (как, впрочем, и многие чудеса, и различные буквально-исторические события) представляются в Евангелии от Иоанна и в книге Откровение вселенскими предначертательными образами духовной реальности Нового Завета.

А поскольку пророческая связь между ветхозаветными прообразами и новозаветной реальностью выстраивается в том числе через Божественные чудеса и знамения времен земной проповеди Спасителя (об этом пойдет речь в ближайших публикациях), — это означает, что об истинных смыслах ветхозаветных иносказаний свидетельствуют не только апостолы и евангелисты, но и Сам Отец Небесный.

Тем не менее, в Евангелии от Иоанна неоднократно отмечается, что осознание и уразумение пророческой полноты новозаветных событий происходило не моментально, а в то время, которое было предопределено для подобного уразумения Самим Господом (Ин.2:22, Ин.12:16 и т.д.).

Так, например, при описании событий, связанных с изгнанием из храма торгующих, ап. Иоанн говорит о том, что ученики воспринимали происходящее как исполнение слов «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17, Пс.68:10), из чего следует, что в тот момент их субъективное восприятие было ограничено смыслами буквального торга и «физического» храма.

Но затем апостол приводит слова Господа «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19), сопровождая их собственным комментарием, свидетельствующим об образно-знаменательном смысле этого события: «а Он говорил о храме Тела Своего» (Ин.2:21), после чего уточняет, что подобного разумения ученики достигли не в храме, а намного позже, уже после Распятия и Воскресения Господа:

Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин.2:22)

.

Другими словами, каждому разумению ветхозаветных прообразов и новозаветных событий, к которому в соответствии с Божественным Промыслом приходила Церковь Христова, было определено свое особенное время. Так что в этом смысле уже сам факт добавления к трем синоптическим особенного «духовного» Евангелия возвестил времена осознания самых масштабных новозаветных свидетельств и самых возвышенных богословских смыслов.

А поскольку книга Откровение была дарована Церкви в то же время, что и четвертое Евангелие, и в итоге «заняла место» последней книги Новозаветного канона, в ней должны продолжаться и отражаться в том числе и глобальные пророческие связи между ветхозаветными прообразами и утвержденной в Господе Иисусе Христе новозаветной реальностью.

Так или иначе, нет никаких сомнений, что «смысловые формы» книги Откровение не «заимствованы» у древних пророков для представления каких-то новых, «апокалиптических», никак не связанных с ветхозаветными писаниями смыслов, — и что обращения книги Откровение к словесным и «визуальным» образам ветхозаветных пророчеств свидетельствуют об изначальном посвящении этих пророчеств временам и реалиям грядущего Совершенного Завета.

В целом же можно отметить, что каждый из сюжетов последней книги Новозаветного канона может завершаться словами «да сбудется Писание», и что раскрытие в книге Откровение подлинного (т.е. новозаветного) содержания ветхозаветных символов и образов прямо свидетельствует о полном единстве источников (происхождения) Ветхого и Нового Заветов и собирает все без исключения образы и пророчества Св. Писания в одно и единое Божественное Откровение.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Что возвестили миру чудеса и знамения Спасителя?

Предыдущая статья: Ап. Иоанн о евангельских событиях: «да сбудется Писание»

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #единство и общность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса #Иоанн Богослов об исполнении ветхозаветных пророчеств #сон патриарха Иакова, Быт.28:12-15 #новозаветный смысл манны небесной #новозаветный смысл медного змея, Чис.21:8-9, Ин.3:14-15 #вода из камня чудо Моисея смысл Мерива, Чис.20:1-13 #Откровение Иоанна и исполнение пророчеств